Найти тему
w-sail

Бухта Халонг. К посещению обязательна. Личный опыт и немного теории

Оглавление

Бухта Халонг настоящий бестселлер № 1, среди всех природных достопримечательностей Вьетнама, а то и всей Юго-Восточной Азии.

Что-то отдаленно похожее, из того что я видел в ЮВА, есть в Таиланде (острова Джеймс Бонда, Пхи-Пхи). Чуть более похожее можно увидеть на Филиппинах (острова Эль-Нидо на Палаване). Но такой изумительно красивой концентрации множества островов вы не увидите больше нигде.

Бухта Халонг.
Бухта Халонг.

Очень советую включить бухту Халонг в маршрут всех самостоятельных путешественников. Да и пакетных туристов тоже. Даже если кажется, что бухта Халонг, где-то далеко-далеко на севере и совсем не вписывается в ваши планы. На самом деле, полтора-два часа лёту из Хошимина и Фукуока и ты уже в Ханое.

Расскажу про наш опыт экскурсии в бухту Халонг из Ханоя и, надеюсь, он вам поможет определиться с выбором. Качество фотографий и видео оставляет желать лучшего, поэтому просто поверьте, что "в живую" это все смотрится намного круче.

Закат в Халонге
Закат в Халонге

До Халонга удобнее всего добираться в составе организованной экскурсии. Как не странно, этот же способ получается и одним из самых бюджетных. Так, по крайней мере, утверждают путешественники, которые ездили в бухту самостоятельно.

Мы им поверили на слово и решили купить экскурсию. Удобнее всего это сделать на улочках, прилегающих к озеру Возвращенного меча. Сразу можно убить двух зайцев. Посмотреть, что собой представляет одна из главных достопримечательностей Ханоя и найти подходящий вариант экскурсии на следующий день.

Фото на память на одной из остановок
Фото на память на одной из остановок

Имейте ввиду, что на Ханой, нужно заложить как минимум два дня. Так как в Халонг отправление рано утром, то билеты покупаются за день до поездки. Так что подумайте заранее, что вы будете делать в Ханое целый день перед поездкой.

О том, что билетов на экскурсию в Халонг может не хватить переживать не стоит. Агентств, продающих туда билеты, десятки, если не сотни, как и круизных кораблей, больших и малых, на которые эти билеты продаются. Тут главное, как раз не ошибиться, с этим самым кораблем.

Цены в туристических лавках примерно одинаковые. Но поторговаться, конечно же, стоит. Может быть и получится сбросить немного. Экскурсии бывают на один день, на два и даже три дня.

-4

Нам, чтобы наглядеться на Халонг, вполне хватило и одного дня. Но думаю, если бы мы взяли экскурсию с ночевкой, то я бы нахваливал ее. Хотя стоят два дня/ одна ночь почти в два раза дороже, а по опциям не особо и отличаются. Помимо всего интересного, что включено в один день, будет еще вечерняя рыбалка, какой-нибудь мастер-класс по обучению чему-нибудь ненужному и ночевка на судне. Звучит, конечно, романтично, но в реальности все намного прозаичнее.

Судно для двухдневной экскурсии
Судно для двухдневной экскурсии

Экскурсия на три дня/две ночи мне кажется более интересная. Там предлагают проживание на острове Катба. Это чуть ли не единственный морской курорт Северного Вьетнама.

Помимо количества дней есть и другие отличия. Нам их сразу же объяснил менеджер турагентства. Когда он узнал, что мы из России, то расплылся в широкой улыбке. И главное, это было видно, в искренней, а не в приготовленной для новых клиентов. Как оказалось, его папа учился в СССР и много рассказывал сыну про свою молодость.

Халонг сверху
Халонг сверху

Цена экскурсии на один день или 30 или 50 долларов. Маршрут по бухте один и тот же. Но различаются способ доставки из Ханоя до Халонга. Комфортабельный (или не очень) туристический автобус или микроавтобус. На самом деле уровень комфорта очень важен. Дорога довольно долгая, и от того как ты ее проведешь многое зависит. Особенно на обратной дороге.

-7

Различается и питание на борту: шведский стол с морепродуктами и прочими разносолами или заранее накрытый более скромный стол с ограниченным количеством еды. Ну, и разумеется, уровнем судна. Или повидавшее жизни и изрядно ей потрепанное или еще только начинающее эту самую морскую жизнь.

Пообщавшись с нашим жизнерадостным менеджером, мы зашли в следующее агентство. Там прием был не такой радушный, но информация та же. В третьем нам удалось "выбить" скидку в пять долларов с дорогого варианта. В четвертом нам ее подтвердили.

Так как все эти агентства находились на одной улочке, то мы вернулись к нашему весельчаку. Очень он нам понравился. Все так же счастливо улыбаясь, он с легкостью согласился на дисконт в пять долларов с человека, но дальше уперся.

-8

Чуть позже, уже в процессе оформления заказа, он куда-то позвонил и предложил нам за доплату в пять долларов не большой автобус, а личный лимузин. По крайней мере, так мы поняли его английский. Лимузин он и по-английски limousine. Тут не ошибешься.

Следующее утро у нас началось с тревог. Наш лимузин все не ехал и не ехал. На подошедший через двадцать минут микроавтобус мы лишь мельком взглянули. Приехали еще за какими-то счастливчиками. Но как оказалось это и был наш лимузин. Так было написано у него на борту.

Впрочем, "начинка" у него была vip, и прилагался даже персональный гид и бесплатная бутылка воды. Поэтому мы решили, что переплатили не зря.

-9

Дорога, от порога отеля до причала заняла почти четыре часа. Расстояние 170 километров. Сначала муторный выезд из Ханоя со стояниями в многочисленных пробках. Потом наш "бег" по качественному шоссе (дороги во Вьетнаме хорошие) прервала получасовая остановка у сувенирного супермаркета.

-10

И наконец, в 12-00 (выехали в 08-20) мы прибыли на причал. Порт большой. У причала стоят десятки кораблей. Хотя, конечно, корабли слово не совсем подходящее. Большая часть большие и малые прогулочные катера. Но есть и что-то похожее на мини-лайнеры.

-11

Не очень хорошая новость для тех, кто решит поехать самостоятельно. Как мне показалось, какой-то единой кассы для покупки билетов нет. У каждой фирмы свои офисы, разбросанные по причалу.

Минут через пятнадцать нам вручили билеты (оказывается нам тоже их нужно покупать) и дружной толпой, тут главное не отстать, повели к нашему судну. За билеты мы, разумеется, не платили. И, скорее всего, на группу дается какая-то скидка. Круиз нам обошелся в 250 000 и 40000 за вход на территорию порта. Если пролистнете галерею, увидите цены у входа в порт.

Даже если мы плавали на стандартной лодке, то небольшой дисконт все равно есть. Но думаю, что уровень у нас был выше. Когда шли к судну, то видели настоящие "посудины". Поэтому даже облегченно выдохнули, когда увидели наш корабль. Весельчак менеджер не обманул. У Аллы было день рождение и хотелось, чтобы она встретила его в подобающей обстановке.

Наше судно.
Наше судно.

Не уверен, что нарисованные пять звезд означают уровень 5-ти звездного отеля, но внутри все было достойно. Наверное, можно к чему-нибудь придраться, но это если почувствовать себя в роли Елены Летучей в "Ревизорро".

Круиз длится примерно шесть часов, но заключается не только в любование на проплывающие мимо острова. Какие бы красивые они не были, но просто смотреть на них столько часов было бы скучно. Программа получилась очень насыщенная. Скучать было некогда.

Примерный тайминг такой.

В 12-15 мы уже вошли в огромную кают-компанию, послужившую нам за время поездки и рестораном и местом для того самого любования красотами.

-14

Минут за десять все расселись как кому удобно. Гид немного поговорил и все приступили к трапезе. Довольно богатый "шведский" стол. И мясо, и рыба, и салаты и фрукты. Сейчас только вспомнились креветки, большие и вкусные, роллы, мидии, что-то тоже вкусное в кляре. Но блюд было намного больше.

Единственный минус, напитки все платные. Но это обычная практика для таких круизов. Сколько стоят, даже не знаю. В памяти не отложилось. Подозреваю, что дорого. Это тоже обычная практика.

Алкоголь мы захватили с собой. Да и питьевой воды оказалось набрано с запасом. Официанты на нас немного покосились, но ничего не сказали.

-15

Запасы еды на главном столе постоянно пополнялись. Поэтому неспешный прием пищи растянулся надолго. Тем более он очень хорошо совмещался с любованием на проплывающие за панорамным окном видами. К тому же в любой момент можно было прерваться и выйти на палубу. Посмотреть, пофоткать и вернуться назад.

Хоть поездка и началась после 12 дня, но на море все равно была какая-то дымка. Смотреть она ничуть не мешала, но фотографии получились не столь живописные, как все выглядит вживую.

И в теории "обжорством" можно было заниматься до первой остановке. Но на практике, больше чем можешь все равно не съешь, и через некоторое время все оказались на палубе.

В 13-40 причалили к острову Ti Top. Название, вроде бы, вьетнамское, но назван остров в честь нашего космонавта Германа Титова. И не просто назван, а даже был в 1962 году подарен Титову лично Хи Ши Мином. Сейчас на острове стоит памятник второму человеку в мире полетевшему в космос. (Вторыми тоже были мы. Американцы в 1961 году совершили всего лишь суборбитальный полет).

Почему остров называется не Ти Тов не очень понятно. Возможно, вьетнамцы не выговаривают букву в. А разделение привычных нам слов на слога это обычная практика. Халонг по=вьетнамски пишется Hạ Long.

В 1966 году Титов стал председателем Общества советско-вьетнамской дружбы и не раз посещал и Вьетнам и свой остров.

Впрочем, приплывают сюда не для того, чтобы полюбоваться памятником. На острове, прямо рядом с причалом, неплохой песчаный пляж. Только сначала мы минут десять потратили на то, чтобы переодеться в раздевалке. (Так что "намотайте это на ус" и сделайте выводы).

Народу на острове очень много, так как сюда пристают все кораблики. Только в разное время. Кто-то в начале круиза, как мы, кто-то на обратном пути.

Пляж на острове
Пляж на острове

Хотя, все же, остановку в этом месте делают не только ради пляжа. Пляж даже дело второе, если не третье. Фишка № 1 острова Ti Top это обзорная площадка. Ради нее все сюда и приплывают.

Правда, не все на эту обзорную площадку поднимаются. Подъем довольно крутой, да и сложноватый. 400 не очень удобных ступенек под горячим, вьетнамским солнцем.

Поэтому советую не совершать наших ошибок. Лучше оставить пляж на потом, а первым делом совершить восхождение. Иначе такой подъем и не назовешь.

-20

Мы же решили подняться наверх уже ближе к концу отведенного на посещение острова часа. Сверху по дорожке "плывет" нескончаемая "река" туристов, и лишь мы, да еще несколько таких же припозднившихся, пробираемся наверх.

Но зато, когда достигли вершины, вся площадка оказалась в нашем расположение, и не надо никого отодвигать, чтобы полюбоваться сногсшибательными видами. Хочется остаться подольше, но уже надо спускаться. Смотрите видео.

-21

Внизу еще успели окунуться в воды Тонкинского залива, чтобы смыть градом катившийся пот и лишь после этого подняться на борт. И даже не самыми последними.

В 14-40, дождавшись последних разгильдяев (куда же без них), отправляемся дальше. До следующей остановки снова можно любоваться проплывающими мимо потрясающими видами. К этой красоте невозможно привыкнуть. Каждую минуту она разная.

-22

Этим островкам миллионы лет. И за это время вода и ветер "наваяли" невероятно красивые и причудливые формы скал. Халонг, с вьетнамского переводится как «там, где дракон спустился в море».

И здесь, по легенде, тоже не обошлось без вездесущего вьетнамского дракона. Говорят, вся эта красота появилась благодаря дракону, который своим хвостом разметал скалы, спускаясь к морю. Так и появились 3000 небольших, причудливых островков.

Лодочник ждет очередных пассажиров. Весла у лодки не совсем нам привычные. Они почти полностью плоские. На конце лишь чуть заметное утолщение. И кажется что они просто гребут простыми палками.
Лодочник ждет очередных пассажиров. Весла у лодки не совсем нам привычные. Они почти полностью плоские. На конце лишь чуть заметное утолщение. И кажется что они просто гребут простыми палками.

В 15-00 опять остановка. На сей раз осматриваем лагуну, спрятавшуюся в каком-то из многочисленных островов. Попасть в нее можно только проплыв через неприметный грот.

На выбор два способа добраться до лагуны. Или большая лодка, на 15-18 человек или индивидуальные каяки. Каяки платные. Цена 50 000 донгов (200 рублей). Каяком, желательно, уметь управлять уверенно. Движение в обе стороны оживленное и новичкам придется туго. Самый трудный участок узенькая горловина грота, довольно живописная, когда через нее проплываешь.

-24

Лагуной, не скажу что очень впечатлился. Но и совсем "проходной" достопримечательностью ее не назовешь. Просто видел и интереснее. Виды, безусловно, живописные. Смотрите видео. Но так как территория не большая, то набивается много лодок и это мешает, да и отвлекает.

-25

На осмотр (от посадки на лодки до высадки) отводится сорок минут. И дальше снова в путь. К новой "активности".

В 16-00 очередная остановка. Гид объявил, что сейчас будем осматривать пещеру. Когда увидели высоко в скалах малюсенькие фигурки людей на смотровой площадке, то вспомнился наш недавний марш-бросок на вершину на острове Титова. И повторять его очень не хотелось.

Вид на смотровую с корабля
Вид на смотровую с корабля

Была даже мысль остаться (что я пещер не видел), но, к счастью, я ее поборол. А Володя не пошел и остался загорать.

К счастью, потому что таких пещер я еще нигде не встречал. (Хотя, наверняка, есть). И понравилась она меня ничуть не меньше чем сама бухта. По размерам в ней с легкостью мог бы спрятаться приличный поселок. Когда-то, "сто лет назад", у меня была написана повесть "Записки пещерного человека". И вот именно такой я ту "свою" пещеру и представлял.

Быть может поэтому мне все так и понравилось. Хотя удивление и восхищение было на лицах практически у всех, кто был со мной рядом. И у друзей, и у совершенно незнакомых людей.

Начинается все довольно скромно. Деревянная лестница, по которой неторопливо поднимается множество людей, небольшая, простенькая пещерка, еще один вход, за которым ты уже ничего особенного и не ждешь. Идешь так, время убить. Но свод постепенно увеличивается. Справа, слева появляются причудливые сосульки. Сталактиты и сталагмиты.

Чем глубже ты спускаешься, тем выше становится свод и шире пещера. Местами свод пещеры напоминает гигантские соты. В пещере сделана единая для всех дорожка, которая хорошо освещена. Но вскоре и освещение не помогает рассмотреть истинные размеры пещеры. Края скрываются в черноте.

-28

Изредка наверху можно увидеть отблески дня, пробирающиеся вовнутрь через проделанные ветров отверстия.

Сначала каждая группа идет друг за другом со своим гидом. Гид что-то рассказывает, показывает самые необычные места. Но постепенно, когда добираются до места, где пещера становится гигантской, скопление людей уже не воспринимается как толпа. Скорее скромный ручеек. Смотрите видео. Мы почти сразу отстали от гида. Не хотелось напрягаться и улавливать, что он там говорит на английском.

-29

Акустика в пещере отличная. Здесь, наверное, можно было бы давать оперные концерты.

Наконец вдали появляется небольшое голубое пятно. Это выход. На него и надо ориентироваться. Выходим на ту самую обзорную площадку, которую видели снизу. И получается, что мы не спускались, а, наоборот, поднимались.

-30

Виды сверху открываются еще даже интереснее чем на острове Титова. Видно не только вереницы горбатых островов и корабли в бухте, но и еще одну спрятавшуюся внутри острова лагуну, наподобие той, в которой мы плавали до этого. Сколько их прячется среди бесчисленных островов никто, наверное, и не знает. Смотрите видео.

-31

На пещеру отводится всего час. В самой пещере примерно полчаса. Точное название это подземного царства я не запомнил. Скорее всего Surprise cave. Вьетнамское название Hang Sung Sot. (Ханг Сон Сот). Остальное время подъем, спуск, погрузка на корабль. Людей очень много, но организовано все четко.

Спуск с обзорной площадки
Спуск с обзорной площадки

В 17-00 корабль отходит от причала. Возвращаемся "домой". Обратная дорога чуть больше часа. На верхней палубеб оборудованной для загара, есть шезлонги. Можно завалиться и снова любоваться Халонгом. (Совет. На всех шезлонгов не хватает, поэтому лучше поторопиться).

-33

Ты лежишь, а вдали острова, как великаны выползают из моря, словно в какой-нибудь сказки. А чуть позже, под финал поездки, начинается закат. Солнце медленно опускается и то прячется прощаясь, то снова выныривает из-за островов.

Длится это довольно долго. Времени хватает и насмотреться и нафотографироваться. В порт прибываем, когда солнце уже окончательно садится.

18-30. Обратная дорога до Ханоя такая же долгая, с никому не нужной остановкой. Впрочем, заняла она чуть меньше времени, потому что мы вышли раньше, у ночного рынка, который расположился на улицах, примыкающих в Озеру Возвращенного меча. Думали там поужинать, но ничего не нашли. Рынок просто огромная барахолка.

Поездку в бухту Халонг, как я уже и писал, советую "безоговорочно". Если не уверены, что сами сможете "осилить" самостоятельную поездку по Вьетнаму, то присмотритесь к авторским турам. По деньгам выходит немногим дороже, зато без головных болей и в интересной компании.

Авиабилеты Москва -Ханой

Отели в Ханое

Авторские туры по Вьетнаму

Желаем приятного и интересного отдыха!

Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась.

Доброе слово и кошке приятно!

Еще немного личного опыта про Вьетнам

Пляж Кхем (Khem beach) на Фукуоке. Баунти пляж или Анапа? Личный опыт и немного теории

Sunset Sanato Beach. Самый фотогеничный пляж Фукуока. Ехать или воздержаться? Личный опыт и немного теории

Железнодорожная улица в Ханое. Топовая достопримечательность или развод туристов? Личный опыт и немного теории

Прогулка по Ханою. Парк Тхонг Нат. Личный опыт и немного теории

Катание на круглых лодках. Аттракцион № 1 в Хойане. Личный опыт и немного теории

Пагода Чанкуок в Ханое. Личный опыт и немного теории