Найти в Дзене

Напутствие

Уважаемые родители, дедушки и бабушки будущих первоклассников.

Считаю своим долгом рассказать вам, что такое подготовка к школе и готовность к обучению в школе.

Большинство курсов подготовки к школе, в том числе и в детских садах, в самих школах занимаются имитацией подготовки, впихивая в головы дошколят то, что они и так должны будут усвоить в 1 классе. Этакая репетиция обучения в первом классе.

Уже во время подобной подготовки закладываются основы не умения учиться, а натаскивания по принципу выучил-сдал-забыл. Так же развивают умение формально запоминать и закладывают на будущее нежелание учиться вообще, которые потом превращаются в серьёзные проблемы обучения в средней школе, когда просто запоминание и муштра уже не действуют и ученик теряет интерес к учёбе полностью.


Приходя в школу после такой подготовки, дети уже готовы к рутинному труду и круговой обороне. Многие родители, а особенно их родители с тоской вспоминают свою учёбу в школе и то, что никто их не натаскивал к школе и не надо было заниматься с родителями все 10 лет обучения. Зато сейчас все взрослые дружно вынуждены по новой проходить весь курс одиннадцатилетней школы с детьми.

На самом деле причина неготовности детей к школе и дальнейшим страданиям видны на поверхности.

Нынешние дети долго созревают. На то есть объективные причины. Умственное развитие опережает моторику, особенно мелкую, поэтому формирование устной речи затягивается и к школе ребёнок оказывается не готов.


1. Не сформирован фонематический слух, умение чувствовать ритм слова и поэтому речь ребёнка скандированная, напряжённая, говорит он чуть ли не криком. Поэтому слышат нас и себя детки очень приблизительно, больше догадываются, что им говорят и не вслушиваются в слова, им сказанные.

Вот с этого и нужно начинать - приводить устную речь в порядок.

Включить фонематический слух, который в нас заложен как программа. Сам фонематический слух должен был бы включиться в течении первого года жизни (после настройки гуления и лепета), но именно в это время дети заняты дозреванием нервной системы, ориентировкой в пространстве, борьбой с общим тонусом, непослушным языком.

К сожалению, потом фонематический слух, если не успел включиться, сам уже не сформируется и речь будет малоосмысленной, бедной, с нарушениями в произношении звуков и сочетаний слов.

Мышление же, которое формируется не только и не столько логическим, аналитическим, а образным, будет опережать привычные сроки формирования. Дети будут похожи на афазиков - взрослых, потерявших возможность говорить правильно после инсульта.

Поэтому у детей с раннего детства много страхов, самый главный из них - страх совершить ошибку, несоответствия тому. что ожидается и представляется правильным. Часто страх настолько силён, что дети вообще отказываются говорить и общаться даже с родными.

Никого пугать не хочу, но важность включения фонематического слуха у детей (и не только)считаю очень важной и призываю озадачиться родителям этим как можно раньше.

2. По причине глобального тонуса, который обычно уходит года в три и позволяет напрягать только часть мышц, оставляя остальные расслабленными, дети говоря скандировано, без опоры на ударные гласные, при этом дыхание поверхностное, затухающее. Дети поднимают плечи и привыкают так говорить. Всё это сильно сковывает шею и артикуляционный аппарат. Из-за этого речь становится малопонятной и косноязычной. Исправить положение помогает включение чувства речевого ритма.

Хлопать надо по коленке одной рукой, невысоко приподнимая кисть на ударном слоге, а безударные просто простукивать пальцами, не поднимая руки. Так ребёнок учиться чувствовать ударный слог, опираться на него в речи, расслабляясь при этом и правильно дышать. Это умение потом пригодиться для проверки безударных гласных, умении говорить слитно, осмысленно и чётко.


3. И последнее. Так как дети нынешние амбидекстры (обе руки ведущие), то понятия справа-слева, в начале-в конце, у них долго не складываются. Такие дети воспринимают цельно, объёмно явления, предметы, поэтому слова для них как бы не делимы, поэтому писать слева-направо или наоборот, писать элементы букв перевёрнуто для них обычное дело.

Можно сначала на игрушках, потом в словах (при звуковом анализе слов) учиться линейному порядку. Нужно не только просить положить предмет перед, между или за другим, но и учить самих детей определять место игрушки, а так же потом и звука. Искать 3 или 5 звук в словах.

Вот на этих трёх китах и держится речь любого человека. Если эти умения сформированы в ранний период развития (без обучения, естественным путём), то можно говорить о врождённой грамотности такого везунчика.

К сожалению, большинство нынешних детей развиваются дольше и считаются незрелыми по многим причинам, в том числе из-за амбидекстрии, нервозности родителей, бабушек, дедушек, повышенной тревожности. Поэтому эти три важных умения приходится формировать специально.

Они формируются у всех при занятиях, без обучения остаются в зачаточном состоянии. Это мешает учиться вообще, мешает быстрому и точному пониманию устной и письменной речи в любом возрасте.

Если всё сделать правильно, то ребёнок начнёт сам учиться, с пониманием сказанного учителем и прочитанного в учебнике. Начнёт складываться система знаний.

Кстати, так же можно помочь и нерадивым ученикам, уже вляпавшихся в систему образования. Из двоечников проклюнутся хорошисты без репетиторов.