Если верить Конфуцию, то минимум для счастья - это понимание. Т.е. без понимания ни к большому, ни к настоящему счастью не прийти. Но даже если не поддаваться авторитету Конфуция, а рассуждать логически, то понимание формирует наши отношения с другими людьми. Нам ближе те, кто нас понимает и, наоборот, тот, кто не способен или не хочет нас понять, становится чужим и отвергаемым.
А что если причинно-следственная связь направлена в обратную сторону? Что если отношение первично, а понимание вторично? Что если мы лучше понимаем тех, с кем у нас более теплые и доброжелательные взаимоотношения? Есть же такое выражение как "относиться с пониманием". Получается, что отношения с пониманием ведут к пониманию?
Российский философ Игорь Клюканов в своей книге "Коммуникативный универсум" писал:
"Понимание это всегда понимание себя по отношению к какому-то другому объекту".
Так что же такое "понимание себя по отношению к кому-то"?
Первое, что приходит на ум, это осознание своего отношения. И тут возникает логичный вопрос, а что такое отношение? Можно погуглить, конечно, а можно поразмышлять. Межличностные отношения - это чувственная связь, это некие изначальные представления (догадки) о другом человеке, которые отвечают на следующие вопросы:
- Безопасен ли для меня этот человек?
- Что мне от него ожидать?
- Как мне с ним себя вести, чтобы не навредить себе?
Чаще всего формирование отношения - это неосознанный, автоматический процесс, который основан на наших инстинктах и интуиции (опыте). Т.е. первичное отношение обусловлено эмоциональной, чувственной оценкой. Мы смотрим на человека, прислушиваемся, принюхиваемся и, получая ту или иную информацию через органы чувств, делаем предварительное заключение, которое выражается в телесных ощущениях. Эти телесные сигналы идут в мозг, который в автоматическом режиме готовит нас к одному из трех исходов: бороться, бежать, замереть.
Так вот, понимание или отношение с пониманием - это подключение к бессознательному формированию отношений нашего разума. Это та самая осознанность, о который в последнее время так много говорят. Мы начинаем отслеживать сигналы наших органов чувств, телесный ощущения и давать им логическое объяснение. Мы начинаем задавать себе вопросы:
- Что я чувствую рядом с этим человеком?
- Чем вызваны такие чувства?
- Какие реальные возможности и угрозы несет этот человек для меня?
- Кто он для меня?
- Зачем он мне нужен? Хочу ли я с ним продолжать общение?
"Включив мозг" на то, чтобы послушать наши чувства и тело, мы получаем возможность управлять своей реакцией и своими отношениями с другими людьми.
Теперь вернемся к нашему предположению причинно-следственной связи между отношениями и пониманием. Мы рассмотрели путь от возникновения первичного, личного чувственного отношения к осознанному пониманию его природы и влиянию на него. Теперь рассмотрим вариант, когда люди пытаются строить и формировать отношения через рациональное понимание объекта и контекста общения.
Дело в том, что кроме межличностных отношений существуют еще служебные, товарно-денежные, деловые и другие формальные отношения, которые регулируются без учета чувственного контекста. В них человек - это либо субъект, либо объект, чьи действия в отношениях строго регламентированы установленными правилами. Т.е. формальное отношение к человеку формируется по его формальному описанию (резюме и требования). Человек в таких отношениях - техническое изделие с прилагаемой к нему инструкцией. И в этом смысле понимание из гибкого процесса фиксации и анализа текущих состояний превращается в банальное "поставьте галочку, что ознакомились с инструкцией". Поднимите руки, кто хоть раз читал простыни пользовательских соглашений"!
Разница между двумя подходами к пониманию выглядит так. В случае межличностных чувственных отношений понимание является бесконечным, постоянно меняющимся процессом, а в формальных общественных отношениях понимание - это разовая оценка, типа сданного экзамена по предмету. Т.е. один раз сдал (прочитал инструкцию, поставил галочку) - значит все всегда и всех понимаешь.
В чувственном понимании работает эмпатия (сочувствие, сопереживание), в рациональном понимании работает логика (интерпретация) слов и поведения.
Как в любом спорном вопросе о том, что лучше "черное или белое", истина всегда где-то посредине. Уход в крайности чреват грубейшими ошибками. Поэтому важно прокачивать в себе оба навыка понимания: чувственного и логического.
Человек в любом контексте остается человеком со своими страстями и тонкостями души. Игнорирование человечности в человеке (чувств) в угоду сухим показателям экономической деятельности не доведет до добра. Суть экономической деятельности в том, чтобы сделать человека благополучным. Так, как человек, отчуждающий в себе все человеческое, может сделать других людей благополучными и счастливыми?
Понимать - значит чувствовать.
К.С. Станиславский
Кто не (со)чувствует, тот не может правильно и полностью понять.
Именно поэтому понимание - это основа для счастья как чувства. Отношение с пониманием равно отношение с сочувствием. Только в таких отношениях может возникнуть любовь, а значит и настоящее счастье.