1,5K подписчиков

Агрессия среди старшеклассников: влияние спорта

Введение

Агрессия подростков как в школе, так и за ее пределами является одной из наиболее актуальных проблем современной социальной среды. В последние годы данный вопрос привлек внимание различных исследовательских и педагогических организаций. Спорт, как социальная среда, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение подростков. В этом контексте важно изучить различия в уровне агрессии между старшеклассниками, которые занимаются спортом, и теми, кто не занимается.

Обзор литературы

Многочисленные исследования показали, что агрессия среди школьников часто связана с их семейной обстановкой, отношениями с учителями и сверстниками, а также с условиями обучения и воспитания. Например, данные В. Пруска и Г. Тузене (2012) показывают, что семья оказывает наибольшее влияние на формирование агрессивного поведения (59%), в то время как школа и друзья — 37%. Согласно Р. Малинаускене (2011), дети не всегда чувствуют себя в безопасности в школе из-за насилия со стороны сверстников или даже учителей.

Спорт является одной из наиболее значимых социальных сред, в которой подростки могут как развивать навыки социальной адаптации, так и сталкиваться с проявлениями агрессии. Исследования показывают, что спорт может способствовать социальному взаимодействию и развитию социальной компетенции, однако также существует риск повышения уровня агрессии из-за соперничества и стрессовых ситуаций на соревнованиях (Kerr & Males, 2011).

Введение Агрессия подростков как в школе, так и за ее пределами является одной из наиболее актуальных проблем современной социальной среды.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования — выявить уровень агрессии среди старшеклассников, занимающихся и не занимающихся спортом, а также провести сравнительный анализ этих данных.

Задачи исследования:
1. Определить уровень агрессии среди старшеклассников, занимающихся и не занимающихся спортом.
2. Сравнить и проанализировать уровень агрессии среди этих групп учащихся.

Гипотеза исследования

Предполагается, что среди старшеклассников, занимающихся спортом, агрессия проявляется чаще, чем среди тех, кто не занимается спортом.

Методика исследования

Для реализации поставленных задач был проведен количественный анализ с использованием метода случайной выборки. В исследовании приняли участие 68 старшеклассников из гимназии «Žemynos» в Клайпеде, Литва. Были использованы как теоретические (анализ научной литературы), так и эмпирические (опрос с использованием вопросника ASEBA) методы, а также статистический анализ данных.

Учащиеся были разделены на две группы: занимающихся спортом и не занимающихся спортом. К первой группе были отнесены те, кто помимо уроков физической культуры посещали спортивные секции или клубы. Во вторую группу вошли ученики, которые ограничивались лишь школьными уроками физкультуры.

Результаты и обсуждение

Исследование показало, что гипотеза о более высоком уровне агрессии среди занимающихся спортом учащихся подтвердилась лишь частично. На практике оказалось, что уровень агрессивного поведения был выше среди тех, кто не занимался спортом. Это может быть связано с тем, что спортивные занятия помогают выпускать накопившуюся энергию и стресс, что снижает вероятность агрессивного поведения.

Кроме того, результаты исследования подтверждают, что агрессивное поведение среди подростков связано с различными социальными факторами, включая семейное окружение, методы преподавания и воспитания, а также личные характеристики подростков. Те, кто занимается спортом, зачастую имеют более высокий уровень самоуважения и лучше интегрированы в школьное сообщество, что также способствует снижению уровня агрессии.

Заключение

Исследование показало, что спорт может играть важную роль в снижении уровня агрессии среди подростков. Однако важно учитывать и другие факторы, влияющие на агрессивное поведение, такие как семейное окружение и социальные условия. Важно продолжать исследования в этой области для разработки эффективных программ по предотвращению агрессии среди школьников, включая использование спорта как средства социальной адаптации и воспитания.

Введение Агрессия подростков как в школе, так и за ее пределами является одной из наиболее актуальных проблем современной социальной среды.-2

Рекомендации

1. Разработка и внедрение программ, направленных на развитие навыков управления агрессией у подростков через спортивные мероприятия.
2. Повышение осведомленности родителей и педагогов о важности физической активности и ее влиянии на поведение детей.
3. Проведение дальнейших исследований для более глубокого понимания связи между физической активностью и агрессивным поведением подростков.

Спорт может стать важным инструментом в борьбе с подростковой агрессией, однако необходимо комплексное понимание и подход к решению этой проблемы.