15,5K подписчиков

Может ли кошка притворяться больной

Я не раз писала о «продуманных» кошачьих чувствах — уж очень впечатлительные и неоднозначные они, кошки, создания. Шла речь и об обиде, шла и о мести (о, это страшная кошачья МСТЯ…). Ну и — дошла до притворства. Умеет ли кошка притворяться, к примеру, больной?

Чтобы не наградить — равно как и не обделить, пушистое сокровище каким-нибудь талантом, спустимся к мотивам любого поведения — эмоциям. Делятся они на базовые (простые) и сложные. Правда, следует заметить, что сложность эмоции — штука таки сложная. У учёных нет «стандартной свечи» на этот счёт. И тем не менее...

Предполагается, что животные не могут испытывать сложных эмоций — чем, собственно, и отличаются от человека. Обида, стыд, мстительность, гордость, и прочее личностно-критическое, произрастают только на почве, удобренной морально-нравственными представлениями. То есть психика субъекта — в нашем случае это кошка, должна иметь чёткое представление о добре и зле в общем и целом, а в частности — о справедливости, порядочности, благородстве, и пр., и т. д.

А не притвориться ли мне?..
А не притвориться ли мне?..

У животных нет даже подобия морально-нравственного отношения к поведению (как своему, так и чужому). Кроме того, наш субъект должен уметь предвидеть результат чужого и своего поведения, спровоцированного тем или иным чувством. Например, притворством. Что, в свою очередь, предполагает осознание времени — прошлого и будущего.

Если осознание прошлого животным ещё можно как-то приписать (приобретают же они опыт), то доказательств представления о будущем у них нет — по крайней мере, в той широте и глубине, какая дана людям. И какая нужна для претворения в жизнь хитроумных планов!

Есть много описаний, как кошка начинает хромать, понОсить (уж простите), и даже притворяться мёртвой, если что-то «не по её». Перепуганные хозяева пулей несутся в ветеринарку, артистку (якобы — артистку) обследуют, и — ничего… может, гиперответственным хозяевам показалось? Но я не думаю, что все эти описания — фантазии.

И даже уверена, что большинство из них — правда. Увы, главная засада любых наблюдений (в том числе и научных экспериментов) — ВЫВОД. Если бы вы только знали, как часто даже из тщательно подготовленных опытов учёные делали совершенно неправильные выводы!

Это прямо-таки злой рок зоопсихологии, и сколько раз он уводил науку совсем не в ту степь… Само явление выделено и изучено, а называется — антропоморфизм (неосознанное стремление подгонять всё увиденное и услышанное «под себя»). Но что же происходит на самом деле?

Лишь бы не спалиться…
Лишь бы не спалиться…

Чаще всего кошку, склонную к подобным выкрутасам, описывают как нервную, или перенёсшую тяжёлое испытание. То есть, она легко «скатывается» в стресс, из-за любой ерунды. У человека симптомами острого стресса могут быть и судороги, и тики. Ногу тоже может свести. То есть нервные проявления.

А уж обделаться от сильнейшего страха или уписаться от огромной радости может каждый второй (или даже первый). То есть человеческое поведение будет выглядеть как нездоровое. И вот в том, что касается стресса, животные и люди очень похожи. Собственно, в стрессе мы с ними одинаковы.

Вы, возможно, слышали об ИЦК (идиопатическом цистите кошек). Это заболевание возникает исключительно из-за стресса. А постулат «все болезни от нервов» справедлив и для кошек!

Некоторые исследователи смотрят на неясности в кошачьих поступках ещё проще — по их мнению, всё это лишь условные рефлексы, или запутанный узел из них же. Что, в общем, верно — любая реакция, сформировавшаяся в ответ на тот или иной регулярный раздражитель, есть условный рефлекс.

Кто-то, конечно, возразит, что попытки разделения любого поступка на условные рефлексы были, но завершились не так чтобы уж успехом. Да почти что конфузом… там действительно всё непросто. Развивать эту тему не вижу смысла — это будет спор ради спора.

Интересно вот ещё что. Люди — не обязательно котовладельцы, охотно (прямо-таки с наслаждением) описывают случаи проявления у кошек «низменных» чувств. Фаворит в этом списке не притворство, а месть. Но, — как в насмешку, — многие, так называемые низменные, чувства требуют не просто наличия разума, но высокого интеллекта, а также незаурядных аналитических способностей.

Сами посудите: чтобы тот же «акт притворства» удался, кошка должна не только осознавать и адекватно оценивать свой прошлый опыт, но и сочинить чёткий — работающий, алгоритм действий, а также представлять реакцию хозяина на свои действия. Да ещё и предвидеть, что она, реакция эта, произойдёт в принципе.

А то ведь и с нами — вроде как разумными, нередко случается упс: стараешься-упираешься, производишь впечатление… да только в ответ — ноль внимания и полный игнор.

Вот и получается — маловероятно, что кошка способна притворяться, да ещё и больной. Кстати, понятия о хорошем/плохом самочувствии у животных тоже нет. Вот так вот: самочувствие есть, а способность к его оценке отсутствует… Как отсутствует и представление о смерти.

Впрочем… да, у кошек есть простые, но рабочие манипуляционные схемы. Самая популярная: орёшь у миски (или у хозяйского уха) дольше и громче, получаешь еды быстрее и больше. Но здесь причинно-следственные связи примитивны и очевидны. Да и вопрос, что называется, шкурный.

Я не раз писала о «продуманных» кошачьих чувствах — уж очень впечатлительные и неоднозначные они, кошки, создания. Шла речь и об обиде, шла и о мести (о, это страшная кошачья МСТЯ…).-3