Найти тему
it Dungeonyt

Конец иллюзий: электромобили теряют популярность. Теперь только пешком!

Оглавление

Поворотный момент для электромобилей: избыточное затоваривание и снижение спроса

Резкий рост продаж электромобилей, наблюдаемый с 2020 года благодаря субсидиям и квотам на производство, привел к неожиданным последствиям. Сейчас на автомобильном рынке наблюдается избыток электромобилей, так как спрос на них значительно снизился. Что привело к такому повороту событий, и как это отразится на будущем автомобильной индустрии?

Рынок в состоянии избытка

-2

Французский сайт Frandroid, освещающий новые технологии, сообщает, что в Германии, одной из ведущих автомобильных стран мира, на складах скопилось около 100 000 непроданных электромобилей. Это касается как автомобилей немецких производителей, так и импортных моделей. Одной из причин этого излишка называют американскую Tesla, которая производит слишком много автомобилей на своем заводе в Грюнхайде недалеко от Берлина.

Снижение спроса наблюдается не только в Германии, но и по всему миру. В Европе, Северной Америке и Азии количество непроданных электромобилей продолжает расти, создавая серьёзные проблемы для производителей.

Цены падают, но интерес не растет

Аналитики ожидают, что к концу года цены на электромобили снизятся, что должно стимулировать продажи. Однако, как отмечает Frandroid, снижение цен вряд ли привлечет достаточное количество покупателей. В Германии, после окончания действия субсидий в декабре, количество покупок сократилось вдвое. Потребители теряют интерес к электромобилям, и это наблюдается во всех крупных регионах мира.

По данным Forbes, быстрый рост продаж электромобилей замедлился в последние 6-9 месяцев. Эффект стимулов исчерпан, и доля рынка электромобилей в Европе осталась на уровне 14,4% в первом квартале 2024 года. Исследование S&P Global, опубликованное в мае, также подтверждает замедление темпов внедрения электромобилей и их снижение доли рынка во всех основных регионах.

Причины снижения спроса

-3

Основные причины снижения спроса, по данным S&P Global, включают высокие затраты на покупку электромобилей и недостаточное развитие инфраструктуры зарядных станций. Средняя цена электромобилей на 24% выше, чем у других типов автомобилей в Западной Европе, и на 37% выше в США. Потребители также опасаются низкой автономности и возможных проблем с перепродажей электромобилей.

Среди нынешних владельцев и потенциальных покупателей более половины сомневаются в доступе к зарядным станциям. Кроме того, в анализе S&P Global ставятся под сомнение прогнозы снижения цен на электроэнергию. Западные автопроизводители пытаются вывести на рынок более дешевые модели, однако доступные электромобили по ценам от 20 000 до 25 000 евро появятся не раньше 2025 или 2026 года.

Производители нуждаются в значительном снижении производственных затрат, особенно в отношении аккумуляторов, которые в среднем составляют 40% стоимости электромобиля. Снижение цен на аккумуляторы в будущем зависит от увеличения производства аккумуляторных металлов, таких как литий. Однако производство металлов требует многолетних инвестиций в разведку и ввод месторождений в эксплуатацию.

Реакция автопроизводителей и инвесторов

Инвесторы также теряют интерес к компаниям, производящим электромобили. Акции Tesla упали на 54,9%, BYD – на 34,6%, а акции таких компаний, как Nio, Polestar и Rivian, торгуются на фондовых биржах более чем на 90% ниже своих рекордных показателей.

В то время как западные автопроизводители стремятся вывести на рынок более дешевые модели, значительное снижение производственных затрат, особенно на аккумуляторы, остается проблемой. Производство аккумуляторных металлов, таких как литий, требует многолетних инвестиций в разведку и ввод месторождений в эксплуатацию.

Электромобили в России

В России ситуация с электромобилями также не внушает оптимизма. По данным РБК, в 2022 году в страну было ввезено чуть более 500 электромобилей, что на 53,2% меньше показателей за 2021 год. Тем не менее, «Тиньков-журнал» сообщает, что в 2022 году в России было продано почти 3000 новых легковых электромобилей, что на 33% больше, чем годом ранее. Однако электромобили составляют менее 0,1% отечественного автопарка.

Между тем, главы регионов получают поручения по строительству зарядных станций для электромобилей. В Москве на конец октября 2023 года насчитывается 3500 зарядных станций, и планируется увеличить их число до 15 000 к 2030 году. По всей России до конца 2024 года должно появиться около 3 000 станций.

Закат эры электромобилей?

Недавние тенденции показывают, что электромобили, несмотря на первоначальный энтузиазм, начинают терять свою популярность. Toyota, Ford, General Motors и Volvo уже пересматривают свои стратегии и акцентируют внимание на гибридных технологиях и традиционных двигателях. Недавнее заявление председателя Toyota Акио Тойоды о том, что полностью электрические автомобили не смогут занять значительную долю мирового рынка, подтверждает эту тенденцию.

Стремление усилить электрификацию автопарка сталкивается с реальными проблемами: высокой стоимостью, недостаточной инфраструктурой и снижением интереса потребителей. Несмотря на значительные усилия, зеленый тренд XXI века начинает сдуваться, и будущее электромобилей остается под большим вопросом.

Глобальная ситуация

-4

В конце января Toyota, в лице своего председателя Акио Тойоды, дала понять, что фокус на полностью электрических автомобилях был ошибочен, и эти транспортные средства не смогут занять значительную долю мирового рынка. Японский концерн активнее продвигает гибридные технологии и продолжает эксперименты с водородными агрегатами. Тойода анонсировал создание новой линейки традиционных поршневых двигателей, которая позволит добиться большей эффективности.

-5

В США Ford и GM также отмечают снижение покупательского спроса на электромобили. Из-за этого Ford вдвое сократил план на 2024 год по объёму выпуска электропикапов F-150 Lightning, а часть занятого персонала переориентировал на сборку бензиновых Ranger и Bronco. General Motors, прекратив производство компактных электромобилей Chevrolet Volt, намерен разбавить оставшуюся линейку не оправдывающих ожиданий электрокаров запуском новых гибридных моделей.

Американские автодилеры жалуются, что стремление усилить электрификацию автопарка страны зашло слишком далеко, так как необходимой инфраструктуры всё ещё нет. К тому же дилеры теряют прибыль от обслуживания автомобилей, ведь электрокарам замена масла и других расходников не требуются.

Компании Tesla и Rivian показывают всем конкурентам, что посредники между ними и потребителями не нужны. Возможно, поэтому эти производители пока молчат насчёт будущего электромобильной отрасли.

Громче всех в Европе прозвучало заявление концерна Volvo, завершающего финансирование и развитие электроспортивного бренда Polestar. Шведы передают свою долю компании материнскому холдингу Geely. И это решение напрямую связано с общими тенденциями на рынке. Polestar, многими воспринимавшийся как главный соперник Tesla, так и не смог выйти на безубыточность, и в прошлом году столкнулся со срывом поставок, сокращением издержек и персонала.

-6

Поэтому судьба электрических машин в ЕС – под большим вопросом. Оказалось, мало кто готов к последствиям отказа от более дешёвого вида транспорта. В последние месяцы становилось всё очевиднее, что потребители по всему миру начинают сомневаться в электромобилях, и если автопроизводители и правительства не найдут способ решить текущие проблемы, эра электромобилей может завершиться так же быстро, как и началась.