Современный человек должен быть образован иначе, чем в предыдущие века. Хотя сегодня и говорится о необходимости синтеза знаний, всё же для преодоления узкой "специализированности" образования нужны не просто "смежные", "сопутствующие", "дополняющие" специализацию знания, но основы знаний о Бытии и человеке, причём, не как абстракции, полезные "для общего развития", а как руководящие основы во всякой деятельности. (Философия, увы, со времён Античности никогда не справлялась с этой задачей, и сейчас является лишь общеобразовательным курсом истории философских исканий.)
В предыдущей статье мы говорили о том, что фундаментальные истины, находящиеся в основании искусств и деятельности в искусстве, не проявляются в "инструментарии" ни одного искусства – то есть в методиках и критериях качества. Иначе говоря, "смыслы" пребывают на своём плане, а формы и вся разворачивающаяся активность – на своём.
Например, аксиомой является, что идеал Красоты – сущностный в сфере искусства. Однако отнюдь не стремление к красоте руководит и управляет ежедневной деятельностью огромного множества людей, и отнюдь не на идеал красоты – возвышенности ориентированы массы людей, действующих в искусстве и сфере культуры. При этом каждый прилежный школьник "на оценку" даст самые правильные ответы, что такое искусство, каковы его формы, в чём ценность культуры, и т.п.
Когда Великий Платон говорил о том, что Идеи, как высшие основания всего существующего, управляют миром, то имелась в виду причастность человеческих умов и сознаний (достаточного их числа) к "идеям" – на всех уровнях этого понятия.
Красота в искусстве и красота в жизни, как совершенство форм и отношений, проявляется в результате деятельного стремления к Идеалу. Если же это стремление поникает, не выражается в каждом мгновении труда достаточного числа людей, то во всей жизни (и тем более в искусстве, где красота – смысл и цель) наблюдается разложение.
Может возникнуть вопрос: всегда ли так было, и что за апокалиптические времена мы все переживаем. Многие понимают, что пора все усилия направить уже не на качество внешних умений, а на то, как применяются эти "умения". Но все "понимания" "тонут" в какофонии активности, которая не умножает красоту в нашем сложном мире, но чаще наоборот, усиливает хаос – в чувствах и мыслях множества людей.
Ставшее уже привычным напоминание о переходном времени, о смене Эпох, может "успокоить" некоторых относительно того, что зримое разложение – "закономерно" – как результат инерционности множества людей, не имеющих достаточно духовных сил, чтобы противостоять тенденциям, ведущим к упадку. Иногда говорят, что вот новые поколения (или новая раса) явит Новый Мир. Однако всё не так просто, и отнюдь не "линейно".
Жизнь есть процесс постоянного испытания всех энергий (и человечества в целом, и каждого человека в отдельности) на пригодность к будущему – к новым условиям развития. В "океане" постоянно обновляющихся энергий Пространства что-то меняется в вековых циклах, а что-то ежеминутно. Но человечество "привыкло" принимать изменения, в крайнем случае, проявленные в мышлении следующего поколения. Но тот факт, что Жизнь являет постоянный и непрестанный "Зов" к изменению мышления и утончению восприятий, современная культура пока не готова вмещать.
Хотя вся история демонстрирует, что в "синусоиде" подъёмов и спадов запроса на глубокое искусство "всё соотносится со всем": перемены в запросе на то или иное качество в искусстве соотносятся с переменами в мировоззрении, в общественных отношениях, в мировых процессах.
И ещё одна закономерность: когда сроки наступают, а существенных изменений не происходит, то сильные природные катаклизмы становятся той внешней силой, которая "вынуждает" человечество строить жизнь "заново" – на новых основаниях.
…Каждый учитель, преподаватель, обучающий, например, музыкально-исполнительскому мастерству, может видеть, насколько эффективно искреннее стремление выразить в исполняемом произведении наиболее возвышенные образы, мысли, и в целом рассматривать все выразительные средства в свете задачи тонкости и углубления мысли. В работе с музыкантами значительно и быстро при таком подходе улучшается качество всего того в ученике, что связано со способностями интонирования и в целом музыкальности. От направленности мысли зависит качество всех способностей, и общая "тональность" всей деятельности становится более "красочной" – более талантливой.
Эти зависимости отдельных качеств и общего уровня музыкальности, художественности исполнительского мастерства от качества мысли и воображения настолько очевидны и так легко доказуемы, что даже не интересно говорить. Однако активность в направлении одухотворения создаваемых образов, как ни странно, при очевидной необходимости этой цели, проявлена очень недостаточно для того, чтобы изменить сложившиеся тенденции.
...Очевидно, что Великие Учителя человечества Предвидели многие века ранее происходящее сегодня "обнищание" Мира красотой. Потому Новое Откровение, чем и является Учение Живой Этики, дано в "энергетическом" ключе, несмотря на то, что основной призыв Учения выражается в понятии "Культура".
В свете знаний о психической энергии и строении "внутреннего человека" (Платон говорил в этом смысле о высшей и низшей душе с их разнонаправленными запросами) этические постулаты и эстетические категории наполняются энергетическим содержанием. Так, с одной стороны, возвышенное искусство получит опоры в виде точного знания, а с другой стороны, наука обретает новую "координату" – влияние мысленной энергии исследователя на все исследуемые явления.
…Нельзя сказать, что в предыдущие века искусство, востребованное массами, было менее грубым, чем сегодня. Это совсем не так, образованность человечества и запрос на качество сегодня в целом неизмеримо выше, чем несколько веков назад. В то же время так называемое высокое искусство явно отстаёт от достижений прежних веков. И падение идеалов в области именно классического искусства отмечается всеми.
Что следует делать? – В такие времена просвещение играет особенно значительную роль. Наше время преуспело в узкоспециализированном образовании, но именно сейчас нужен синтез.
Синтез – это не объединение знаний (хотя и это полезно), но "освещение" всего изучаемого "светом смыслов", светом знаний о сущностных основах деятельности и, следовательно, задач деятельности.
Самый маленький ученик легко понимает, что такое "ради Красоты"; более взрослому надо показать разницу в воздействии разного рода "ритмов" и вибраций – показать ауры разного внутреннего "наполнения" действия.
Каждый человек, понимающий, в какой огромной степени судьба нашего мира зависит от энергий, выявляемых и затребованных в творчестве, может внести в жизнь "ноту" просвещения, и на своём рабочем месте отстаивать то, что называется идеалами Искусства, но, увы, перестало быть "рабочим моментом", пребывая в сферах теоретических знаний (впрочем, сегодня диссертационная наука и теорию сделала безжизненной даже на её собственном плане).
Всегда люди понимали необходимость возвышения энергий. Кто-то из-за боязни "кары небесной", кто-то в силу своего возросшего сознания, но сейчас наступило время понимания необходимости утончения энергий как закона Природы, несоблюдение которого ведёт к глобальному нарушению Равновесия и хаосу.
"…Каждое страстное неравновесие не может быть прекращено приказом и насилием. Устремление на основе утонченного сознания будет строить мост прочный. Нужно познать пользу, и тогда придет правильная эволюция. Но без осознания невозможно преодолеть земные, низшие страсти.
Сфера, окружающая Землю, уплотнена людскими страстями. Никакие силы не развеют этот туман, сотканный самим человечеством. Потому и созвучие, и цвет, и лучшие мысли будут, как противоядие от заразы хаоса" (Живая Этика: "Аум", 291).
Автор статьи Гореликова М. В.