Достать нельзя убрать: где поставить запятую и как воспитателю детского сада расположить ножницы в группе

216 прочитали

Вопрос использования ножниц детьми в свободной деятельности в детском саду - вопрос неоднозначный. Риск, опасность, "ни к чему, хватит и организованной образовательной деятельности" и так далее. Но при этом ограничение детской творческой активности и жалобы на то, что "современные дети вообще не умеют работать с ножницами". Как быть? Давайте постараемся подойти к поиску решения этой проблемы с максимальной степенью разумности и проанализировать факторы, влияющие на возможность размещения ножниц в игровой среде детского сада.

Достать нельзя убрать: где поставить запятую и как воспитателю детского сада расположить ножницы в группе
Достать нельзя убрать: где поставить запятую и как воспитателю детского сада расположить ножницы в группе
Обращаю ваше внимание, что под словом "ножницы" мы понимаем именно детский их вариант: адаптированный размер ножниц и всех их элементов к размеру детской руки, короткие лезвия с закруглёнными концами, возможно даже (это не всегда бывает) чехол для лезвий.

Ножницы в детском саду: убрать или достать?

Давайте как обычно начнём с документов. Чем регламентируется расположение детских ножниц в центрах творчества? Думаю, вы догадываетесь, что ничем. Проанализировала СанПиН 1.2.3685-21, СП 2.4.3648-20 на предмет чего-то похожего. Пусто. Как и во ФГОС ДО в части требований к РППС, ФОП ДО и Методических рекомендациях к её реализации. Этот вопрос не озвучивается даже в локальных актах образовательных организаций. Искала рандомно среди детских садов нашей страны что-то типа этого: "Положение об организации охраны жизни и здоровья воспитанников в дошкольном образовательном учреждении". Пусто.

Так чем же руководствоваться, принимая решение об обеспечении доступности для детей ножниц?

Здравым смыслом и должностной инструкцией воспитателя в части обеспечения безопасности детей.

"Яблоком раздора" в комментариях к предыдущей статье (оставлю на неё ссылку в конце материала) стало фото, где мы видим в свободном доступе детей коробку с ножницами:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника
  • Что хорошо? Обеспечение доступа, естественно. И то, как ножницы располагаются в основе (режущая часть ножниц находится внутри).
  • Что не понятно? Возрастная группа. Раньше работа с ножницами в детском саду чаще всего начиналась в средней группе, но я знаю учреждения, которые пытались (именно пытались) освоить работу с ножницами в более раннем возрасте. Внедрение ФОП ДО обязало все детские сады прийти в этом вопросе к единому знаменателю: ножницы со средней группы. Но было бы глупо сразу же разместить ножницы в открытом доступе. Скорее всего, я бы и в старшей их там не разместила. Ну или со второго полугодия, к примеру. В подготовительной - да, в свободный доступ дала бы. С несколькими оговорками, о которых скажу чуть ниже. 
  • Что плохо? Количество ножниц. Мы уже говорили о том, что есть материал "взрослый", то есть тот, который используется в процессе организованной образовательной деятельности, на занятиях. Следовательно, ножницы в количестве "на каждого ребёнка" должны быть убраны во "взрослый" шкаф. 

Как я уже говорила в предыдущих материалах, размещать всё, что можно, и всё, что нельзя на виду, прикрываясь требованием "доступности" - это плоды Стандарта. Вернее, его трактования так, как удобно конкретным людям в конкретном городе или регионе. Позже это приобретёт массовость и будет выдаваться за то, "как надо". Доступность среды для ребёнка помимо возрастной целесообразности и учёта зоны ближайшего развития - это то, что относится к его самостоятельной активности. 

Давайте вернёмся к доступным ножницам в количестве 20+. Сколько детей в режиме свободной игровой деятельности одновременно могут поместиться в центр творчества? А сколько из них выберут работу с ножницами?

В первом случае не думаю, что более пяти. Тем более, что в предыдущих материалах мы видели много примеров центров творчества, где даже для пяти детей рабочего места нет. Ну давайте остановимся на трех-четырёх детях и ответим на второй вопрос: сколько выберут работу с ножницами? Один? Возможно, два. Поэтому 20+ - это не только не безопасно, но и просто педагогически не целесообразно. Плюс мы постоянно говорим о визуальном шуме, а каждый новый элемент в игровой среде шума как раз добавляет.

Вы можете спросить,

А как же трансформируемость игровой среды детского сада?

Да, в это понятие вкладывается в том числе и мобильность элементов среды и материалов для детской деятельности. Относительно и очень упрощённо в центре творчества это будет работать так: мы хотим рисовать не здесь, в непосредственном центре, а, к примеру, просто за столами, в центре другом или на полу. Берём раскраски, листы бумаги, карандаши, фломастеры и идём в место, которое нам в данный момент интересно. Нормально? Да, отлично, почему нет? Но это не работает с ножницами. Сколько бы их ни было в центре творчества в свободном доступе, должно существовать правило: работаем ножницами лишь здесь. 

Момент следующий. Я педагог-практик, имеющий опыт работы исключительно в группах общеразвивающей направленности, и в этой статье я говорю о таких группах. Но. Огромное "НО", с чем сталкивается большинство педагогов, как бы грустно не было. Какому проценту детей группы общеразвивающей направленности следовало бы рекомендовать прохождение ПМПК по различным основаниям? Сказать сложно, но уверена, что мои слова найдут ваше подтверждение, что в любой группе такие дети есть. Хотя бы один, но есть. А если не один? Если их треть (условно)? Так вот надо понимать реальную ситуацию, не гнаться за "доступностью" в угоду экспертам (а мы знаем, да, что обычно они из себя представляют и какой практический опыт имеют?). Нельзя вашим детям в свободный доступ ножницы? Убирайте под замок и выдавайте по просьбе и под личный контроль за происходящим с ножницами. Главное, чтобы дети были в курсе, что возможность попросить ножницы есть.

Что ещё касается детей, но не с проблемами, о которых я говорила выше, а просто неорганизованными ввиду чрезмерной лояльности воспитателя (читаем "воспитателя, у которого нет дисциплины"). К слову, мне приходилось иметь дело с воспитателем, которая через раз просила младшего уложить детей. Ей было проще вымыть посуду, потому что в спальне она не справлялась. Так вот если в спальне никак, то как может быть "как" в режиме бодрствования?

Но вернёмся к ножницам. Здесь два пути. Первый: воспитатель видит, что он не справляется с детской активностью и дисциплиной, не может организовать группу. Обычно, кстати, это бывает с так называемым "подменным" воспитателем. Поэтому никаких ножниц у него и в помине на виду не стоит, он сам всё про себя знает.

Второй: воспитатель "забивает" на безопасность или прогрессивничает, обеспечивая так называемую доступность. Здесь уже стоит администрации мониторить такие моменты. Я к чему? К тому, что

Не каждому воспитателю можно доверить эти самые ножницы выставлять и давать их детям в свободную деятельность

Ножницы, ножницы, ножницы. А ведь в игровой среде немало и других потенциально опасных предметов. Давайте, например, посмотрим в музыкальные уголки: барабанные палочки, палочки от ксилофонов и т.д. Игрушечные ножи и вилки в центре сюжетно-ролевой игры. Молотки и стучалки, если мы говорим о малышах. Да много чего можно сюда дописать. В центре творчества опасных предметов нет? А карандаши, если использовать их не по назначению?

Опасность - понятие условное. Можно на ровном месте запнуться и отхватить большую шишку. И ещё момент: как осваивать тот или иной опыт, не прикасаясь к источнику этого опыта? Касаемо нашей сегодняшней темы, думаю, что рассказывать о степени развитии мелкой моторики у современных детей и умении орудовать ножницами тем более говорить не стоит. 

В любом случае, принимая решение о размещении в игровой среде в открытом для детей доступе ножниц, нужно взвесить все "за" и "против". И даже если в вашей группе железная дисциплина, вы зорко наблюдаете за всем происходящим и пресекаете любые попытки детского "саботажа", но ножницы вы разместили за семью замками, а эксперт (методист, заведующий) говорит, что нужно сделать наоборот, правы только вы и никто другой. Только воспитатель знает, как будет лучше.

Попросить ножницы у воспитателя и получить их - это тоже про доступность среды, разве нет?

Ну а если вы решились на то, чтобы обеспечить доступ детей к ножницам в центре творчества, вы обязаны смотреть не просто "в оба", а ещё шире. Безопасность - это первое, что должен обеспечить педагог. Кстати, при выборе модели ножниц для самостоятельной детской деятельности (обращаю ваше внимание на слово "самостоятельной") советую обратить внимание вот на такие:

Они полностью пластиковые, но не такие, как были в моём детстве. Они действительно режут бумагу, а не мнут её. Кстати, продавцы честно говорят о том, что режут они только бумагу. А покупатели эту информацию подтверждают. А нам что, нужно что-то другое?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Вот такое мнение на проблему размещения ножниц в игровой среде лично у меня. Расскажите в комментариях, какая практика в этом вопросе у вас? "Достать нельзя убрать" - копируйте фразу и поставьте запятую там, где считаете нужным. Буду благодарна развёрнутому комментарию. Ножницы у вас в свободном доступе или на "педагогической" полке и по просьбе детей? В каком возрасте даёте ножницы детям в свободную деятельность? Что думает начальство на этот счёт?

Не забудьте поставить лайк и сделать репост коллегам, это позволит увидеть статью большему количеству наших коллег. Подписывайтесь на блог "Методист в отставке" и активируйте колокольчик, чтобы не пропустить выход новых материалов. Кстати, это работает только в приложении Дзен, так что самое время его скачать. Со мной можно дружить в ТГ, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.

Добра нам всем и взвешенных решений.