Внимание моего канала к писателю Татьяне Чекасиной объяснимо, хотя бы даже тем, что я из тех, кто уважает серьёзные книги и не читает всю эту подростковую литературу, которую обильно поставляют нам современные книжные издательства.
И в этом плане писатель Татьяна Чекасина стоит особняком.
И сегодня нас ждёт интересная беседа.
Н. Конюшая:
Я вспомнила ваше давнее уже выступление на конференции в Союзе Писателей России по итогам литературного года. Потом это выступление было выложено в Интернете.
Приведу отрывок из вашего доклада по итогам литературного 2008 года под названием: «…Погром в литературе не прошёл даром».
И у меня такой вопрос: с того времени (прошло более 10 лет) что-то изменилось в литературе к лучшему?
Татьяна Чекасина:
– Я не вижу реальных изменений, как не видно вообще нового списка писателей. Во всех рекламах, даже в рассылках всё тот же список, состоящий из бульварных авторов. Их и называют всюду «главными», «лучшими» и даже «гениальными». То есть, машина катит в одном направлении.
Н. Конюшая:
– От себя добавлю. Мой канал, конечно, совсем недавний, и пока трудно говорить о каких-то выводах. Но, создавая этот канал с таким громким именем «Советские писатели», я надеялась, что отыщутся (кроме вас) создатели той магистральной литературы, которой мы так прославились во всём мире. Пока как-то так тихо…
Татьяна Чекасина:
– Да и я пребываю в полнейшей тишине. Моё творчество освещается в социальных сетях весьма скупо, с такой рекламой никогда не пробиться к своему читателю. Благодаря новым каналам («Литература-вед», «Супер-чтец») и, конечно, вашему каналу я просто могу считаться не умершей, не более того. А сами книги так и не могут быть доступны широкому читателю, хотя именно такой читатель и есть у книг, создаваемых методом реализма.
Н. Конюшая:
– Да, массовыми тиражами издаются всё те же литературные поделки, например, детективы, и их авторы обретают известность. К слову сказать, вы не пробовали, ну, в качестве маркетингового хода написать детектив?
Татьяна Чекасина:
– Я не пробовала, я их писала, если считать первые варианты некоторых моих произведений.
Н. Конюшая:
– И где эти… варианты?
Татьяна Чекасина:
– Изданы. Но никак не в виде поделок массовой литературы.
Н. Конюшая:
– Можете назвать эти свои произведения, которые претерпели такие интересные трансформации?
Татьяна Чекасина:
– Мне свойственно накатать бульварный вариант любого произведения. Делаю это быстро и откладываю написанное.
Н. Конюшая:
– Не несёте в издательство, не отправляете в издательство?!
Татьяна Чекасина:
– Нет.
Н. Конюшая:
– И почему? Хотя мой этот вопрос не вполне серьёзен, и я предвижу ваш ответ. Но всё-таки, скажите, почему вы не свернули на эту обочину в лопухах, в зарослях сорной травы и конопли, какой является согласно вашему образу бульварная литература, включая, разумеется, постмодернизм, да и модернизм тоже, разницы мало (умозрительные негативные тексты, часто снабжённые всеми видами литературной грязи)? Вроде бы, это, легко написанное, имеет перспективу при нашем негативном положении в литературе быть и легко изданным? Ну, и получили бы лёгкую славу, да и деньги…
Татьяна Чекасина (смеётся):
– Эта слава, как в рассказе Чехова у того гимназиста, который попал на Большой Бронной под лошадь, впряжённой в экипаж!
Н. Конюшая (тоже смеётся):
– Не подумайте, что уговариваю вас пойти этим пыльным оврагом…
Татьяна Чекасина:
– …тем более, что уговорить меня издать мои черновики, которые для известных и прославленных даже сочинителей попсы, прямо готовые произведения, невозможно потому, что всякий раз, написав этот черновик, я вступаю в полосу мук… Моя жизнь сразу обретает все черты мук творчества, которые, как известно, одновременно муки радости. Начинаю и в голове, и на бумаге, доводить сочинённое до того результата, который и необходим, чтобы произведение стало нормальным с позиции реализма.
Н. Конюшая:
– Вы – невольница своих книг? Вы не можете не доводить их до произведения искусства литературы? правильно поняла?
Татьяна Чекасина:
– Именно так. А потому мне не до скороспелых изданий. Главное, доработать до того уровня, какой вижу на своём виртуальном экране замысла. Он и ведёт…
Н. Конюшая:
– Талант вас ведёт… А теперь назовите, пожалуйста, те ваши произведения, которые могли бы стать готовой продукцией бульварной литературы. Но не стали.
Татьяна Чекасина:
– Ну, во-первых, роман «Предшественник», в котором присутствуют практически все элементы детектива: таинственная жизнь-смерть предшественника, находка его дневника, постоянные явления этого непонятного персонажа, то ли живого, то ли мёртвого. Далее… Не ставшая фантастикой «Батальонная любовь», хотя есть там элементы фантастики. Повесть «Пружина» была в первом варианте модернисткой поделкой. Когда отработала первый вариант, стало так тошно, что на какое-то время атрофировалось всякое желанию продолжать. Детективный вариант прослеживается и в повести «Чистый бор», есть и другие произведения, которые выросли из этих подростковых одёжек, став взрослыми книгами.
Н. Конюшая:
– И, конечно, роман «Канатоходцы» …
Татьяна Чекасина:
– Вы не представляете, каким примитивным, ну, воистину детективом, был первый вариант этого романа! Какими схематичными бледными были его персонажи! Но удалось-таки превратить в живых людей!
Н. Конюшая:
– Что вы можете сказать о двух, совсем недавно изданных книгах: «Золотая рыба» и «Убийственный урок»?
Татьяна Чекасина:
– То же самое. Повесть об экстрасенсах «Убийственный урок» – это изначально был детектив, там криминальная история двух мошенников и их пособников. Но, написав, как всегда, первый прикидочный бледный вариант, начала прорисовку и отладку динамики характеров, проверку обоснованности перипетий и правомерности действий и так далее… И в итоге – довольно полноценное произведение, далёкое от легковесности бульварной литературы. Тоже могу сказать и о романе-дилогии «Золотая рыба». Эта вещь вначале выглядела легкомысленной приключенческой поделкой («приключения» – это тоже вид попсы). Но точно также шла работа…
Н. Конюшая:
– Насколько мне уже известно, и «Золотую рыбу» и «Убийственный урок» вы писали не по одному году.
Татьяна Чекасина:
– Да, по нескольку лет…
Н. Конюшая:
– В нашем следующем интервью было бы интересно узнать подробности работы над этими книгами. А сегодня остаётся лишь поблагодарить вас за такую откровенную и весьма познавательную беседу!
Татьяна Чекасина:
– Спасибо вам за интересные вопросы, которые пробуждают силы и к творчеству, и к его анализу, что тоже бывает очень важно для того, кто работает писателем.
Мы даём адреса дружественных нам каналов на Дзен:
«Татьяна Чекасина писатель»
«Супер-чтец»:
https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link
«Литература-вед»:
https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link
Информацию о писателе и её книгах можно получить и на страницах социальных сетей: «В контакте», «Одноклассники», «Ютуб».
Ссылки на книги Татьяны Чекасиной:
В бумажном и в электронном виде:
1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/
2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2
https://www.labirint.ru/books/876884/
https://bmm.ru/books/details/421649/
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/
https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug
https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/
https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/
4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город
5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка
Электронные книги:
1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/
2. «25 рассказов»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/
3. «Чистый бор»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/
4. «Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/
5. «Предшественник»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/
6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь
7. «Дама в снегах» Дама в снегах
8. «Квартирантка» Квартирантка
Если вы заинтересованы проблемой нашей отечественной литературы, то примите участие в поисках настоящих писателей. Мой канал продолжит свою работу, цель которой, конечно, выявлять лучшее. Подписывайте, ставьте лайки, делайте репосты!