Найти тему
Строительный мир

Канал «Средняя Волга – Персидский залив» — масштабный логистический проект

Реализация этого масштабного проекта поможет обеспечить прямую доставку сборных грузов с территории России через Каспийское море до портов Персидского залива и Индии. Нарастить товарооборот с перспективными рынками Ближнего Востока и Центральной Азии, а также развить судоходство по Волге и обновить портовую инфраструктуру.

Речь идет о торгово-логистическом канале «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив». Инициатива была представлена властями Ульяновской области в мае 2023-го. Ее высоко оценили на федеральном уровне, подчеркнув, что развитие этого направления позволит консолидировать грузы из разных регионов. Как тогда было отмечено, эта задумка может быть воплощена лишь при кооперации всех участников цепочки.

© Телеграм-канал Алексея Русских / t.me/Russkih_Aleksey (Подписание соглашения по логистическому проекту «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив» между Ульяновской и Кировской областями, июнь 2024 г.)
© Телеграм-канал Алексея Русских / t.me/Russkih_Aleksey (Подписание соглашения по логистическому проекту «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив» между Ульяновской и Кировской областями, июнь 2024 г.)

Ровно за год в этом отношении была проделана большая работа. Подписан ряд документов, в том числе с Евразийской ассоциацией бизнеса. В целом, в процесс вовлечены уже многие страны, включая Азербайджан, Индию, Туркменистан, Иран, Саудовскую Аравию и ОАЭ. А также российские субъекты (Кировская область, Татарстан, Пензенская область, Марий Эл, Чувашская республика), которые в рамках проекта объединят усилия в формировании сборных грузов в порту Ульяновска для дальнейшей их отправки в юго-восточном направлении.

© Sergey M R / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Грузовой речной порт «Королевка», Ульяновск. В рамках проекта будет модернизирована действующая инфраструктура, а также расширен грузовой флот. Непосредственно в Ульяновске к 2028 г. появится верфь, где будут строить баржи и теплоходы)
© Sergey M R / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Грузовой речной порт «Королевка», Ульяновск. В рамках проекта будет модернизирована действующая инфраструктура, а также расширен грузовой флот. Непосредственно в Ульяновске к 2028 г. появится верфь, где будут строить баржи и теплоходы)

По сути, торгово-логистичексий канал «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив» является частью международного транспортного коридора «Север-Юг» и его развитие предполагает как создание новой инфраструктуры (например, возведение зерновых терминалов для хранения экспортного зерна), так и реконструкцию действующих объектов, включая портовые терминалы и причальные стенки на Волге.

К 2030 г. при поддержке России на территории Ирана должно быть достроено недостающее звено западного маршрута МТК «Север-Юг» — линия Решт – Астара (160 км). Первый ее участок (Решт – Энзели) протяженностью 37 км уже готов. Трасса проходит по очень сложному с точки зрения рельефа участку, поэтому реализация проекта оценивается в €1,6 млрд
К 2030 г. при поддержке России на территории Ирана должно быть достроено недостающее звено западного маршрута МТК «Север-Юг» — линия Решт – Астара (160 км). Первый ее участок (Решт – Энзели) протяженностью 37 км уже готов. Трасса проходит по очень сложному с точки зрения рельефа участку, поэтому реализация проекта оценивается в €1,6 млрд

Кроме того, в рамках проекта предусмотрено строительство и приобретение судов для расширения грузового флота; организация речной и железнодорожной логистики до портов Каспийского моря, Персидского залива и Индии. Также необходимо введение новых мер господдержки и достижение договоренностей со странами-участницами об упрощении процедуры пересечения границ.

© СафроновАВ / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Схема бассейна Волги)
© СафроновАВ / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Схема бассейна Волги)

В конце мая 2024-го Ульяновская область договорилась с Absheron Logistics Center — владельцем крупнейшего логистического терминала Азербайджана — о хранении и перераспределении грузов. А с РЖД и «Азербайджанскими железными дорогами» достигнуто соглашение о запуске блок-поезда по направлению Ульяновск – Баку – Астара, что позволит снизить сроки доставки грузов и стоимость транспортировки, а также нарастить товарооборот с дружественными странами.

Блок-поезд — это поезд, загруженный следующими в один пункт назначения контейнерами, без переформирования в пути по железной дороге.
© mehrnews.com / CC BY 4.0 (Строительные работы на участке Решт – Казвин линии Астара – Решт – Казвин. Данный участок, как и Астара (Азербайджан) – Астара (Иран), сдан в эксплуатацию в 2019 г.)
© mehrnews.com / CC BY 4.0 (Строительные работы на участке Решт – Казвин линии Астара – Решт – Казвин. Данный участок, как и Астара (Азербайджан) – Астара (Иран), сдан в эксплуатацию в 2019 г.)

Важность развития торгово-логистического канала «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив» в очередной раз была подчеркнута в июне 2024-го на Петербургском международном экономическом форуме. Глава Ульяновской области Алексей Русских в интервью изданию «Интерфакс» отметил, что работа по развитию данного маршрута идет успешно. Цель проекта, по словам губернатора — добиться того, чтобы отечественные товары максимально быстро и удобно можно было перевозить по данному коридору и чтобы это было экономически выгодно. И эта цель, уверены инициаторы проекта, обязательно будет достигнута.