Под таким лозунгом закончилась очередная творческая школа «Теремок», проходившая в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге в начале июня 2024 года. Главная задача занятий — обучение юных музыкантов творческому музицированию и уникальной концертной практике.
Я занимался с ребятами по Программе творческого музицирования, по которой и сам учился в музыкальной школе у своего отца, заслуженного работника культуры РФ Ю. Я. Лихачева. Это: подбор по слуху, транспонирование, импровизация, сочинение. С удовольствием расскажу об этом творческом процессе.
М. Воейкова. Северное лето. Занятия сочинением — долгий индивидуальный процесс. А как сочинить пьесу всего за неделю с незнакомыми музыкантами разного уровня подготовки, которые никогда не сочиняли? На помощь приходит уже готовое сочинение другого ученика, которое на уроках мы как бы сочиняем снова и первые три дня играем без нот. Зерно сочинения — трезвучие ля минора в размере 3/4. И дальше мелодия и гармония полностью повторились. А вот вступление и варианты подголосков и аккомпанемента были придуманы во время этой творческой школы.
М. Ериносова. Клоун Фунтик. Сочинение для фортепиано написано ученицей Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева в 2006 году по программе творческого обучения «Авторская школа Юрия Лихачева». Обычно свои работы для экзамена по творческому музицированию оформляются с рисунком, а это сочинение было набрано в нотном редакторе и опубликовано в школьном сборнике сочинений. Задача для дуэта: сыграть по фортепианным нотам и уловить характер пьесы.
Д. Корчагина. «Осенний вечер». Сочинено летом 2022 года на музыкальной смене Академии талантов в Зеркальном. Я тогда предложил юным музыкантам из разных школ Санкт-Петербурга создать музыкальный образ, и одна мелодия мне понравилась, я сделал аранжировку сочинения для трио виолончелей. Впоследствии композиция исполнялась различными составами: две скрипки, кнопочный аккордеон и фагот; скрипка, баян и виолончель.
А. Спадавеккиа. Добрый жук. Аранжировка популярной мелодии выполнена мною еще в 1990-е годы для оркестра баянистов и аккордеонистов Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева, опубликована в издательстве «Композитор» и с тех пор постоянно звучит в исполнении ансамблей и оркестров, в том числе во время музыкальной смены Академии талантов и творческой школы «Теремок». Особенность данной аранжировки в том, что каждый голос играет импровизацию.
М. Позняк. Караван, обработка С. Ю. Лихачева. Сочинение для аккордеона написано учеником Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева по программе творческого обучения «Авторская школа Юрия Лихачева», постоянно звучит в исполнении учащихся творческой школы «Теремок» и Академии талантов. Детям очень интересно изобразить звук пустыни на своих музыкальных инструментах, а партия солиста и фортепиано очень несложна, что и позволяет поработать над образом.
С. Лихачев. Частушка в сельском клубе. Сюжет: в сельском клубе только одно помещение и одно время для репетиций. Поэтому все музыканты собрались вместе, но каждый учит свою мелодию, которая базируется на гармонии частушки. Сочинение написано для баяна по программе творческого обучения «Авторская школа Юрия Лихачева», сыграно учащимися творческой школы «Теремок» в июне 2024 года в ДМШ имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге.
С. Лихачев. Фантазия для музыкантов с оркестром. Шутливая пьеса придумана мною для детского оркестра баянистов и аккордеонистов Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева. В каждом оркестре обязательно есть музыканты разного уровня подготовки. Самые юные играют без нот лишь один мотив из популярной песни Чижик-Пыжик, а старшие товарищи учат разные польки. И как же без элемента шоу!
Занятия по творческом программе наглядно показали, что это очень развивает мелодический и гармонический слух, помогает играть музыкально, и, что очень важно, привлекает полученные на сольфеджио знания музыкальной теории. Надеюсь, что юные музыканты будут продолжать занятия по Программе творческого музицирования и заинтересуют этим своих преподавателей в музыкальных школах, тем более что в Федеральных государственных требованиях (ФГТ) есть требования навыков подбора по слуху и первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
«Авторская школа Юрия Лихачева» — проведение семинаров, мастер-классов, уроков и концертов.