Найти тему

ХХ век - без соцреализма: где это увидеть?

На прошлой неделе я заглянула в Инженерный корпус Третьяковской галереи, где сейчас работают сразу две выставки - очень разные, но одинаково интересные.

На третьем этаже развернулась монографическая выставка "Николай Ульянов. Искусство без манифеста", посвящённая 150-летию со дня рождения художника (1875-1949). Многие помнят одну его картину - "Пушкин и Натали".

А между тем он считался одним из лучших учеников Валентина Серова. Выходец из крестьян, он ещё до революции стал крепким художником и талантливым педагогом. Ульянов пробовал себя в разных стилях и жанрах, от портрета до книжной графики. Активно искал свой стиль, о чём говорит его необычный "Автопортрет с парикмахером", который он писал почти 10 лет, с 1914 по 1923 год.

-2

Возможно, именно эти поиски привели к тому, что у художника нет стопроцентно узнаваемого стиля: он - то реалист, то импрессионист, то умеренный авангардист, как в этой работе. Больше всего мне понравились его графические портреты. Например, портрет Павла Муратова, автора известной книги "Образы Италии".

-3

Разностильность творчества Ульянова оказалась отличной подготовкой к восприятию второй выставки, "Москва - Ереван - Москва". На ней представлены картины из коллекции Арама Яковлевича Абрамяна (1898–1990) – врача, доктора наук, лауреата Государственной премии СССР, создателя школы отечественной урологии.

Арам Абрамян. Портрет работы Д. Налбандяна.
Арам Абрамян. Портрет работы Д. Налбандяна.

Свою карьеру учёный сделал в Москве. Большую часть жизни он собирал работы русских художников ХХ века, в основном - первой его трети. Около 1980 года профессор Абрамян решил подарить бо́льшую часть своей коллекции картин народу Армении. 19 ноября 1984 года в Ереване был открыт Музей русского искусства (коллекция профессора А.Я. Абрамяна) – первый в СССР музей частной коллекции, переданной в дар государству. За это дарителя прозвали "армянским Третьяковым".

И, честно говоря, жителям Еревана можно позавидовать! Коллекцию А.Я. Абрамяна составили произведения К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина, Н.С. Гончаровой и других выдающихся мастеров рубежа веков. Также в ней представлен ряд картин художников начала – середины XX века: Б.Д. Григорьева, П.П. Кончаловского, Н.А. Удальцовой, Р.Р. Фалька. Вместе с тем Абрамян приобретал и работы шестидесятников, в том числе В.Е. Попкова и Н.И. Андронова. Безупречный вкус позволил ему отобрать очень выразительные работы каждого художника, при этом вся коллекция получилась на редкость многогранной.

Вот, к примеру, фрагмент гротескового полотна Бориса Григорьева "Зоопарк"

-5

А на соседней стене - замечательный автопортрет Зинаиды Серебряковой.

-6

Есть здесь и эксклюзивные вещи, например, работа художника-самоучки Вениамина Гальвича (1885 - после 1923) "Фантазия".

В. Гальвич. Фантазия. Фрагмент.
В. Гальвич. Фантазия. Фрагмент.

После этой выставки творчество Николая Ульянова представляется мне зеркалом, в котором отражается русское искусство первой половины ХХ века, а коллекция Абрамяна - самим воплощением его пути. Правда, есть одно исключение: ни тут, ни там нет работ в стиле соцреализма.

Всё это можно увидеть до 21 июля, когда завершит работу выставка Ульянова. Мне этот опыт понравился!