Залы бывшей фабрики - кухни в Самаре, где раньше готовили пищу в молоте, а ели за столами в серпе,
теперь стали залами, где потребляется пища духовная.
На выставке «На вкус и цвет» в Самаре увидела и узнаваемые картины Третьяковской галереи, в том числе шедевр после реставрации Василия Перова
под названием "Охотники на привале".
С детства знакомая сцена отдыха трех товарищей на охоте. Оказывается, картина не правдива в деталях. На самом деле Перов прекрасно разбирался в охоте. А «Охотников на привале» он создал как анекдот, чтобы мы, зрители, смеялись над ней, как над лживыми охотничьими историями. Кстати, вспомнила один такой анекдот: «Что так дичи мало добыли? Да, утки высоко летали, а собаку мы низко бросали!» Я не охотник, не знакома с искусством охоты, мне в глаза сразу ничего такого не бросилось. На выставке близко рассмотрела всех на картине, а также присмотрелась к деталям. Итак. Оказывается, герои неверно обращаются с ружьями. Просто снаряжение охотников относится к одному виду охоты, а добыча – к другому. Зайца и рябчика нельзя убить во время одной охоты. Ведь русак живет в полях, а рябчик – это лесная птица.
Помещик, который самозабвенно рассказывает охотничьи байки. Вытаращенные глаза его горят, руками он изображает зверя, передавая детали своей страшной истории. Мимикой лица, растопыренными пальцами и поднятыми бровями он подтверждает правдивость своего рассказа. Какую же страшную историю можно так рассказывать? Домысливаю, что выдумывает о встрече с огромным зверем, набросившимся на него с рыком. О встрече, которая чуть не стоила ему жизни. Зверь с огроооомными когтями и клыками встал на задние лапы, но по тому, как врет самозабвенно, оказался в шаге от смерти и чудом спасся. Задушевно врёт. По - русски.
На фрагменте ниже другой охотник ухмыляется над этой страстью к преувеличению своих подвигов рассказчика, недоверчиво почесывает голову, как бы смеется над вруном. Опыт простой деревенской жизни научил его не принимать всё на веру. Его Перов изобразил как крестьянина в рваной одежонке, подчеркивая, что азарт охоты, как и этот обед прямо на траве, объединяют слуг и помещиков.
Персонаж ниже – новичок на охоте. Он так внимательно слушает побасенки, что даже забыл прикурить папироску. На лице вижу увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает страшилку. Одет он в новый тулупчик. По неопытности, наверное, нарядился во все новое, но не слишком удобное для походов по лесам и болотам. А рядом с ним новенькое и дорогое снаряжение. Всё новенькое. Особенность картины в том, что художник мастерски смог через мимику и жесты, движения и позы, взгляд и прищур глаз передать эмоции и заинтересованность всех действующих лиц говорящей сцены. В своей педагогической практике по глазам детей точно определяла, говорит правду или обманывает ребёнок. Можно подделать улыбку или выражение лица, но направление взгляда и размер зрачка, как уверяют психологи, контролировать невозможно. Когда взгляд ученика был направлен прямо мне в глаза, понимала, что он ничего не придумывает, чтобы обмануть меня. Если глаза ребёнка начинали бегать или смотреть влево или вправо, — это верный признак лжи.
Теперь рассматриваю лживые детали картины. Посмотрите на ноги новичка – его обувь на высоких каблуках. В таких сапогах далеко не уйдёшь.
На траве лежит рожок, который использовали, чтобы собирать в стаю гончих псов. На картине изображена единственная собака, но она точно не гончая. К тому же если это псовая охота, то ружья не берут, так как дичь гонят собаки. А для ружейной охоты не требуется рожок. И самое главное, вычитала у знатоков охоты, чтобы не запачкать канал ствола, охотник никогда не кладет ружье дулом на землю, особенно если оно очень дорогое.
Анекдот анекдотом, но в чем смысл картины? Автор показывает периоды жизни человека: молодость, когда человек верит в чудеса и принимает все за чистую монету, зрелость, когда человек уже подвергает сомнению каждую фразу, и старость, когда мы постоянно вспоминаем и приукрашаем прошлое.
На картине «Охотники на привале» Василия Перова, на газете, которая служит скатертью, лежат чарки, фляга и остатки еды: кусок чёрного хлеба, яйцо и огурец. Что можно приготовить из остатков? Помню бутерброды из чёрного хлеба с салом или яйцом с огурцами, которые приносил отец нам с сестрой из леса, после полевых работ от зайчика или лисички. В жизни ничего вкуснее не пробовала, чем эти заветренные кусочки хлеба с запахом полевых трав из надёжных рук отца: «Не потому ль так нежно пахнет хлеб, что пахнет он любимыми руками? Я знал тоску, разлуку и беду, порой для счастья не хватало неба, но навсегда вошло в мою судьбу — надежда и надежность пахнут хлебом.»
Стараюсь придерживаться правильного питания, но без хлеба не представляю себе жизни, поэтому бутерброды на черном хлебе с яйцом, огурцом, как как нельзя лучше подходят. Они не навредят фигуре, но при этом очень сытные и вкусные. Можно есть на завтрак, обед или на перекус. Бородинский хлеб нарезаю ломтиками, огурец и отварное яйцо — кружочками. Хлеб подсушиваю в тостере, смазываю творожным сыром, кладу сверху листики салата, огурцы и яйца. Украшаю веточками укропа. Никогда не думала, что простые охотничьи бутерброды могут быть настолько вкусными. Но это — факт.
Факт и то, что картину Перова «Охотники на привале» современники воспринимали как настоящий анекдот. «Мы ведь почти слышим и знаем, о чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства», — писал о картине Федор Достоевский. Вот поэтому-то и смеялись опытные охотники над картиной. Но не в плохом понимании этого слова, а как смеемся над любым враньем по - русски.