Многие воспринимают работников сферы обслуживания как неких биороботов, отрицая у них наличие человеческих эмоций, интересов в жизни и возможного наличия серьезной базы знаний и жизненного опыта. Глядя на таксиста или официанта в зрелом, а иногда и пожилом возрасте, наверняка большинство думают, что человек так за всю жизнь и не смог найти свое призвание, построить карьеру, наладить серьезный бизнес. Мало кому приходит в голову, что хромающий курьер, доставивший заказ из интернет-магазина - бывший спецназовец, комиссованный по ранению, таксист может быть уволенным за проступки оперативником, а милый дедушка, который помогает вашему ребенку учить иностранный язык – ранее судимый дипломат. Сейчас эти люди находятся не на самом высоком социальном уровне, но представьте, какой ими накоплен жизненный опыт, в том числе и криминального толка. Хвастаясь своему парикмахеру или массажистке, что муж планирует подарить вам в ближайшее время новый автомобиль, не боитесь вы появления незваных гостей в доме? Обсуждая при официанте подробности заключения выгодной сделки или демонстрируя полученную премию, уверены вы, что дойдете до дома?
Рекламное агентство, где работал Павел, было небольшим. Общая численность компании составляла около 20 человек, основной костяк - руководство и ведущие сотрудники, были знакомы между собой с середины 90-годов. Несколько выходцев из крупного государственного издательства организовали маленькую фирму, деятельность которой вначале свелась к изготовлению плакатов с голливудскими актерами и календарям со звездами плейбоя. Чуть позже фирма стала производить рекламные постеры, листовки, предвыборную полиграфию, а затем и окончательно переключилась на рекламную деятельность. Агентство имело стабильные заказы, постоянных клиентов. Миллионерами сотрудники не были, но вполне уверено причисляли себя к среднему классу.
По старой традиции, оставшейся еще с начала 2000-х годов, на новогоднем корпоративе генеральный директор раздавал новогодние премии в конвертах. Как всякий бизнес, который нельзя проверить количественно, рекламное агентство некоторую часть своих заказов выполняло в обход налоговой отчетности, за счет чего и формировался премиальный фонд.
По окончании корпоратива, Павел вызвал такси и поехал домой. Так как он был «счастливым» обладателем квартиры в очередном «человейнике» за пределами МКАД, а Москва стояла в новогодних пробках, то поездка предстояла долгая. По дороге Павел позвонил жене, сообщил, что едет домой, обсудил с ней смешные моменты с корпоратива, похвастался размером премии, пожаловался на пробки, предложил зайти в магазин, купить вина и посмотреть какое-нибудь кино вдвоем.
Таксист, выходец из республик Средней Азии, большую часть дороги молчал, на светофорах несколько раз открывал мессенждер в своем телефоне, что-то печатал и два раза позвонил кому-то, разговаривая на своем языке. К стилю вождения таксиста у Павла вопросов не возникло, поэтому по окончании поездки он оставил ему хорошие чаевые.
Павел попросил остановить машину, несколько не доезжая своего дома, чтобы пройтись, подышать воздухом. Метров за 30 до подъезда, к Павлу обратился незнакомый мужчина, лет 35, азиатской внешности. Немного коверкая слова, он показал ему листок бумаги и попросил помочь найти этот адрес. Павел взял в руки листок бумаги, опустил глаза и тут же получил прямой удар в челюсть, от которого упал на землю и практически потерял сознание – в глазах потемнело, голова стала кружиться. Незнакомец сорвал с плеча Павла сумку и убежал. Через пару минут Павел пришел в себя, дошел до дома, откуда и вызвал полицию.
Выполняя положенный алгоритм, дежурный опер отправил потерпевшего на фоторобот, хотя Павел сразу сказал, что лица нападавшего не запомнил и вряд ли сможет его точно описать. В похищенной сумке находился ежедневник Павла, с рабочими записями, несколько флеш-карт со служебной информацией, несколько распечатанных презентаций, телефон, а самое главное – новогодняя премия.
Из всего похищенного, помочь в раскрытии преступления мог только телефон, но где, когда и самое главное – у кого он «всплывет» неизвестно, да и заработает ли он снова – тоже вопрос. Кроме того, поиск телефона дело нескольких недель, а то и месяцев. Документы, а скорее всего и сумка, уже сегодня ночью окажутся в какой-нибудь помойке. Флеш-карты скорее всего также выкинут или продадут за бесценок на каком-нибудь рынке.
Самым главным был вопрос – знал ли грабитель, что Павел имеет при себе крупную сумму денег или же напал, просто обратив внимание на хорошую одежду потерпевшего. Со слов Павла, про премию знали только сотрудники компании, но все они работают вместе много лет и подозревать кого-либо он не может. Кроме того, чтобы организовать такую «засаду», кто-то из сотрудников должен располагать криминальными связями среди мигрантов, чего трудно ожидать от людей, «рисующих» плакаты, ролики, баннеры в интернете, просчитывающих стратегию рекламной компании.
Со слов Павла, от того места, где он вышел из машины и до места преступления, он прошел метров 100-150, пройдя немного по двору и свернув через детскую площадку к своему подъезду. Возле себя он никого не видел, сзади никто не шел. Более того, преступник уже стоял метрах в 30 от его дома, словно поджидая.
Зафиксировав показания потерпевшего, составив фоторобот, получив справку о телесных повреждениях, оперативник отпустил Павла домой, а сам сел смотреть камеры наблюдения. Несмотря на то, что дом потерпевшего находился за МКАД, юридически он относился к Москве и система «Безопасный город» была здесь установлена.
Вначале сыщик решил просмотреть путь Павла от такси до дома, так как он предполагал, что злоумышленник в этот момент заметил потерпевшего, а потом как-то обогнал его, чтобы ждать возле дома. На камерах были хорошо видно, как Павел вышел из такси и направился к своему дому. Нужно заметить, что большинство машин такси в Москве имеют или чисто «профессиональную» окраску или же «брендированы» названием самого популярного агрегатора такси. Автомашина же, на которой приехал Павел, была брендирована названием таксопарка, с яркой эмблемой. После того, как потерпевший вышел из такси, водитель почему-то поехал не обратно, в сторону дороги, а свернул в соседний двор. Оперативник обратил на это внимание, но особого значения не придал – мало ли какие дела возникли у таксиста, может быть поехал за следующим клиентом?
Сыщик просмотрел весь путь Павла от такси до места преступления и не заметил возле него подозрительных лиц. Грабитель же действительно стоял и ожидал появления потерпевшего. Как оказалось, преступник подошел к месту грабежа примерно минут за 5 до появления Павла. Проследив его путь, оперативник увидел, что приехал тот на автобусе, за 15 минут до грабежа. Подошел к дому, обошел его вокруг, позвонил кому-то по телефону и на несколько минут ушел в другой двор, встав возле круглосуточного магазина. Потом опять поговорил с кем-то по телефону и пошел к месту преступления.
Таким образом, уже появилась возможность узнать откуда приехал преступник, запросив запись из автобуса, а также возможно получить его данные, если за проезд в автобусе он платил именным проездным (социальной картой) или же банковской картой. Кроме того, путем проведения ОРМ, можно было установить каким телефонным номером пользовался преступник, но этот способ был настолько сложным из-за бюрократии, что сыщик, на данный момент, даже не хотел его рассматривать.
После совершения преступления, грабитель, сначала бегом, а потом быстрым шагом дошел до проезжей части, позвонил кому-то по телефону и секунд через 20 к нему подъехала автомашина такси. Он что, заранее вызвал такси, чтобы уехать с места преступления? Это было очень странно.
Номера у такси были нарочито замазаны снегом, однако внешний вид машины показался сыщику знакомым – на машине была такая же реклама таксопарка, как на такси, которая привезла Павла. Отмотав запись назад, оперативник решил проследить путь такси после того, как потерпевший вышел из машины.
Высадив Павла, таксист завернул в соседний двор, где простоял несколько минут. Затем он вышел из машины, замазал номера снегом и еще через две минуты выехал из двора и поехал к тому месту, где его уже ждал грабитель. Получается, что таксист во время поездки предупредил сообщника о богатом клиенте, сообщил ему адрес и примерное время прибытия к нему. Но откуда он узнал про деньги?
Оперативник связался с Павлом, попросил, чтобы тот прислал ему из приложения такси данные таксиста и номер автомашины, а кроме того, поинтересовался, как прошла поездка Павла на такси, о чем разговаривали, кто и кому звонил. Получив ответы потерпевшего, оперативник понял схему преступления. Оставался главный вопрос – как поступить дальше?
Если бы преступники были бы москвичами, то оперативник попробовал бы установить анкетные данные и места жительства обоих злодеев, а потом задержать их. Разумеется, что для этого понадобилось бы время, но в таком случае это было бы не критично. Но преступники являются иностранцами. Если завтра таксист сдаст свою автомашину в парк, то найти злодеев будет крайне сложно, так как водитель, если и имеет регистрацию в России, то скорее всего там не проживает, а про второго преступника информации не было вообще. Обдумав ситуацию, оперативник подал автомашину такси в оперативный розыск.
Утром оперативник доложил информацию о преступлении начальнику розыска и своих действиях. Начальник одобрил его решение. Другой оперативник поехал в автобусный парк, чтобы получить запись из автобуса, а также сведения о проездном второго преступника.
Оперативникам повезло. Автомашина уже к вечеру была задержана сотрудниками ДПС, и водитель был доставлен в ОМВД. К удивлению сыщиков, он сначала забыл русский язык, и хотел разговаривать на таджикском, однако через полчаса память вернулась к нему. Затем преступник вообразил себя партизаном и отказывался называть имя сообщника. К этому моменту уже была получена запись из автобуса, которую и показали водителю, сообщив, что сегодня или завтра по видео второго найдут и тогда сотрудничество таксиста уже не будет нужно.
Нужно сказать, что своего сообщника водитель так и не назвал. Тот был установлен путем просмотра видеозаписей. Оказалось, что он проживал в хостеле, где были получены его полные данные и копии документов. Через неделю второго преступника задержали в аэропорту Домодедово.
Понравилась статья? Ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь, будет много интересного.