Четырнадцатая часть виртуальной экскурсии по музею мемориального искусства под открытым небом. Предыдущие публикации можно посмотреть, перейдя по ссылке
Лебедев Сергей Васильевич (1874–1934)
Всемирно известный ученый-химик, изобретатель синтетического каучука.
Родился 13(25) июля 1874 года в городе Люблине. В 1895 году окончил гимназию и поступил на Естественное отделение Физико-математического факультета Петербургского университета, где его наставником стал известный профессор-химик А.Е. Фаворский. После окончания учебы С. В. Лебедев работал в университете, служил в армии, а в 1906 году отправился в Париж, где несколько месяцев стажировался у профессора Анри в Сорбонне.
Вернувшись в Петербург, защитил диссертацию и в 1913 году стал профессором Петербургского психоневрологического затем Женского педагогического института, и наконец Военно-медицинской академии.
Революционные события профессор Лебедев воспринял достаточно спокойно, и советская власть это оценила.
Начиная с 1922 года в его распоряжение была представлена первоклассная лаборатория, в которой имелось все необходимое для работы.
В 1926 г. Высшим советом народного хозяйства был объявлен конкурс на разработку метода получения синтетического каучука, победу в котором одержал С. В. Лебедев и его сотрудники.
В 1928 г. Сергей Васильевич был. избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР.
Постановлением Правительства от 7 августа 1931 г. Сергей Васильевич Лебедев был награжден высшим советским орденом – орденом Ленина за «особо выдающиеся заслуги по разрешению проблемы получения синтетического каучука».
В 1932 г. был избран действительным членом Академии Наук СССР.
Весной 1934 года во время служебной командировки в город Ефремов (Тульская обл.) Академик Лебедев заразился тифом, от которого скончался 2 мая 1934 года.
Был похоронен на Тихвинском кладбище. Надгробие, представляющее собой массивный прямоугольный пилон красного гранита на цоколе-площадке из плит, окруженный поребриком со ступенями и скамьей выполнено по проекту супруги ученого А. П. Остроумовой-Лебедевой художницы входившей в творческое объединение «Мир искусства».
Монумент увенчан гигантским бронзовым «пламенем». На восточной стороне пилона врезан овальный бронзовый медальон с барельефным портретом Лебедева и вырублена надпись:
АКАДЕМИК СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕБЕДЕВ (1874–1934). ИЗОБРЕТАТЕЛЬ СИНТЕТИЧЕСКОГО КАУЧУКА.
Автором надгробия стал знаменитый советский скульптор Матвей Генрихович Манизер
Лисенков Иван Тимофеевич (1795–1881)
Книгоиздатель и книготорговец, владелец одного из самых больших книжных магазинов располагавшегося «Гостином дворе». Приятельствовал с Пушкиным и многими другими литераторами своего времени. Был весьма успешен в делах и отличался высокой порядочностью и здравомыслием. С большим пиететом относился к своему коллеге Александру Филипповичу Смирдину человеку которого обожала вся читающая Россия.
Как известно Смирдин исповедовал два, казалось бы, взаимоисключающих правила:
1. Автору нужно платить как можно больше.
2. Книга должна стоить как можно дешевле.
Помните в «Ревизоре» Н. Гоголя Хлестаков хвастается, что ему «Смирдин даёт сорок тысяч» и в принципе не так уж и погрешил против истины. Щедрость книгоиздателя не знала границ, и он действительно заплатил 40 000 ассигнациями, но не Хлестакову конечно, а Ивану Андреевичу Крылову за право издания его басен в количестве сорока тысяч экземпляров. Пушкину он платил по «червонцу» за строку, а за стихотворение «Гусар» заплатил 1200 рублей. В конце концов такая непомерная щедрость привела к тому, что рыцарь книжного дела полностью разорился и в 1857 году умер в полной нищете.
Иван Тимофеевич Лисенков купил для него место на Тихвинском кладбище, рядом с могилами И. А. Крылова и Н.И. Гнедича, но семья покойного от столь щедрого дара по неизвестным причинам отказалась и похоронили усопшего на Волковском православном кладбище.
Вполне естественно, что Лисенков решил оставить приобретенный участок за собой и даже озаботился заранее заказать надгробие в виде прямоугольного саркофага, установленного на ступенчатом цоколе.
На крышке рельефный четырехконечный крест. Саркофаг и цоколь со всех сторон испещрены надписями, представляющими из себя цитаты из литературных и религиозных текстов.
Честно сказать такого количества эпитафий на одном надгробии я больше не встречал. Приведу только парочку. Для облегчения восприятия напишу их в современной орфографии:
«Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке.
Число страниц их видно ВАМ:
Заглавье каждой книги ясно;
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберется ТАМ!»
«Уходит человек из Мира,
Как гость с приятельского пира;
Он утомился кутерьмой.
Усталь - довольно! отдых нужен:
Пора отправиться домой!»
Всего надписей на саркофаге и цоколе около десятка. Нет только фамилии, имени, отчества и дат жизни человека лежащего «под камнем сим». Однако то, что этот саркофаг, изготовленный в 1870 году, является надгробием Ивана Тимофеевича Лисенкова ни у кого сомнения не вызывает. А вот могила его старшего коллеги Александра Филипповича Смирдина так и затерялась в дебрях Волковского православного кладбища.
Лисянский Юрий Федорович (1773–1837)
Русский мореплаватель, участник первого кругосветного плаванья, совершённого под Российским флагом, в котором командовал шлюпом «Нева»
Родился 13 августа 1773 г. в городе Нежине. Выходец из дворянской семьи. Воспитывался в Кадетском корпусе в Москве.
В 1786 г. начал службу гардемарином в Балтийском флоте, принимал участие в сражениях русско-шведской войны 1788—1790 годов. В 1789 г. произведён в мичманы.
Входил в число 16 молодых русских морских офицеров, направленных по указу Екатерины II в Англию.
В течение пяти лет служил в британском флоте, совершил несколько морских плаваний, участвовал в сражениях с французским флотом и с пиратами.
В марте 1798 г. Лисянский вернулся в Россию и, будучи произведён в капитан-лейтенанты, служил на кораблях Балтийского флота.
В 1803 года вместе с Иваном Федоровичем Крузенштерном отправился в первое кругосветное плаванье, совершённое русскими моряками на шлюпах «Надежда» и «Нева».
До Гавайских островов они шли вместе, а в июле 1804 года Лисянский начал самостоятельное плавание, направившись к северо-западному берегу Америки. На острове Ситка у побережья Аляски он отбил захваченный индейцами русский торговый город Новоархангельск. На обратном пути мореплавателем были открыты острова архипелага Александра.
В ноябре 1804 г. он соединился с Крузенштерном, но у мыса Доброй Надежды шлюпы вновь расстались. Впервые в истории мореплавания Лисянский провёл парусный корабль вокруг Южной Африки, из Кантона (Гуаньчжоу, Китай) до Портсмута (США) без захода в порты.
В июне 1806 г. он вернулся в Кронштадт и был произведён за это путешествие в капитаны 2-го ранга, после чего до января 1809 г. служил в Балтийском флоте.
В отставку вышел в чине капитана 1-го ранга. Оставил после себя воспоминания «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг.» на русском и английском языках.
Скончался 6 марта 1837 г. в Петербурге. Будучи человеком основательным, Юрий Федорович Лисянский заранее озаботился о месте своего последнего покоя и не только приобрел место на Тихвинском кладбище, но и оставил эскиз памятника, который он хотел бы видеть над своей могилой.
Надгробие представляет собой саркофаг из темного гранита, на крышке которого установлен большой чугунный якорь.
На торцах саркофага накладные восьмиугольные медальоны: копия жетона в память кругосветной экспедиции, выдававшегося нижним морским чинам.
Авторами этого знака отличия стали медальеры В.А. Безродный и К.А. Леберехт.
На боковых сторонах саркофага надписи выпуклыми литерами.
На восточной стороне:
Флота Капитанъ 1-го ранга/ ЮРIЙ ФЕДОРОВИЧЪ ЛИСЯНСКIЙ / Командовавшiй кораблемъ НЕВА во время первого путешествiя / Русскихъ вокругъ секта съ 1803 по 1806 годъ/Род. 2 Апреля 1773 г. ± 22 Февраля 1837 года.
На западной стороне:
Прохожiй не тужи о томъ, кто кинулъ якорь здъсь
Онъ взялъ съ собою паруса подъ коими
Взлетитъ въ пределъ небесъ.
Семья Лядовых
Лядов Константин Николаевич (1820–1871)
Родился 6 (18) мая 1820 года в семье капельмейстера Петербургского филармонического общества Николая Григорьевича Лядова (1777—1831)
В 1841 году окончил Императорское театральное училище и работал в театрах Петербурга, как композитор, аранжировщик и дирижёр.
В 1849 году стал фактически главным дирижёром русской оперной труппы, первый главный дирижёр Мариинского театра, с момента его открытия в 1860 году. Под управлением Лядова состоялась премьера оперы А. С. Даргомыжского «Русалка», А. Н. Серова ― «Юдифь», «Рогнеда» и ряда других.
В 1862–1864 годах был профессором Петербургской консерватории, преподавал теорию музыки и сольфеджио, вел хоровой класс.
Скончался в декабре 1871 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Перезахоронен в 1936 году. Надгробие представляет собой стелу с двускатным завершением, расширяющуюся к основанию, и установленную на ступенчатом цоколе. Венчавший ранее надгробие крест утрачен (читай сломан комсомольцами-богоборцами). На лицевой стороне во фронтоне плоский рельеф лиры, ниже надпись выпуклыми литерами:
«Капельмейстеру Русской Оперы
Константину Николаевичу Лядову
от товарищей и друзей.
Родился 28 Апреля 1820 г.
Скончался 7 Декабря 1871 г.»
Точное авторство изготовителя надгробия неизвестно, но подобные монументы, говоря нынешним языком «серийно» изготавливали в мастерской в мастерской «Мадерни и Руджия» на Гороховой улице.
Лядов Анатолий Константинович (1855–1914)
Известный русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории. Сын Константина Николаевича Лядова.
Начал заниматься музыкой в пять лет под руководством отца. В 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Римского-Корсакова. После сдачи выпускных экзаменов был приглашён на преподавательскую работу.
Известен как сочинитель произведений на темы русского фольклора. Тесно сотрудничал с Русским балетом Дягилева.
Кроме Императорской консерватории преподавал в Придворной певческой капелле.
Скончался 15 (28) августа 1914 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.
Надгробная плита из фондов Музея городской скульптуры установлена в 1950 году.
Лядова-Иванова Вера Александровна (1839–1870)
Известная балерина и актриса оперетты. Племянница Константина Николаевича Лядова и двоюродная сестра Лядова Анатолия Константиновича.
Родилась в артистической семье. Как и большинство детей актеров Императорских театров в 10-летнем возрасте поступила в театральное училище при Петербургской императорской труппе.
В 1858 году окончила класс балета и была принята в петербургскую императорскую труппу — балериной характерных танцев. Постепенно её стали приглашать участвовать в водевилях и драматических постановках.
Её час пробил, когда в конце 60-х годов 19 века в Петербурге началось повальное увлечение опереттой.
В 1868 году весь Петербург буквально ломился на оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» с Верой Лядовой-Ивановой в главной роли.
Она мгновенно стала одной из главных знаменитостей не только Петербурга, но всей Российской империи.
Вот что писал по этому поводу журнал «Будильник»:
„Прекрасную Елену“ невиданный успех сопровождал с первых же представлений. Билеты на спектакль добывались чудом — лишь по предварительной записи в театральной конторе; „стоны, обмороки, проклятия — вот что совершается перед кассою во время раздачи билетов“.
Но как известно громкий успех порождает зависть и рождает самые мерзкие сплетни и слухи. Желтая пресса была, наверное, всегда и действовала теми же методами что и сегодня.
Популярный в то время репортер скандальной хроники. А Суворин, то ли для самопиара, то ли по чьему то заказу развернул целую компанию собирая и публикуя все подробности частной жизни молодой актрисы. Как это бывает и сегодня публика, ещё вчера боготворившая Лядову, стала с наслаждением рыться в её белье.
Как известно все болезни от нервов и актриса которой едва исполнился 31 год угасала буквально на глазах. Она с невероятными усилиями доигрывала каждый спектакль и чувствовала себя все хуже. Вера Александровна Лядова-Иванова скончалась 24 марта (5 апреля) 1870 года. И опять же, как это бывает и сегодня она мгновенно стала всеми любима и обожаема.
Проводить её в последний путь собралась огромная толпа. Артисты императорских театров несли её гроб на руках от Большой Миллионной улицы, где она жила до Смоленского православного кладбища, а за ними следовала огромная толпа.
Вскоре был объявлен сбор средств на памятник молодой актрисе. Денег, очевидно, собрали не мало, потому что памятник получился весьма неординарный.
Стела белого мрамора с закругленным верхом, окаймленная с лицевой стороны резной гирляндой из листьев плюща и акантом по периметру основания, на прямоугольном гранитном постаменте и цоколе.
На лицевой стороне - овальный медальон с барельефным портретом актрисы в образе Прекрасной Елены, обрамленный дубовыми листьями. Надпись под портретом гласит :
Вере Александровне
Лядовой-Ивановой
от Друзей
Почитателей её таланта,
и Сотоварищей.
Изготовлено надгробие было в мастерской А.А. Баринова на 17-й линии Васильевского Острова.
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Но прежде, чем пожелать вам всего хорошего хочу напомнить о том, что