Найти тему

Пенитенциалы

В этой статье я рассмотрю такой раннесредневековым литературный жанр как пенитенциалы, который пользовался большим успехом среди христиан наряду с житиями, проповедями и виденьями[1].

Интересны для нас пенитенциалы тем что через них можно восстановить отдельные аспекты картины мира прихожан[2], так как в них можно разглядеть религиозное, социальное и нравственное состояние того времени[3].

Покаянные книги использовались при христианском таинстве исповеди. И стоит отметить что подобный жанр получил широкое распространение в дальнейшем, так например в Византии были свои покаянные номоканоны или канонарии, самая ранняя из греческих рукописей принадлежит Иоанну Постнику (умер 595 году) сохранившееся в греческих списках датируемых X веком[4]. На Руси подобные книги назывались епитимийниками, появившимися в XIV веке[5]. Все они схожи по своей концепции и несут задачу помощи священнику или кающемуся в избавлении грехов. К слову, как отмечает профессор Т. Н. Демко таких священников, согласно католическому словарю, называли Пенитенциариями, назначаемые отдельно либо римским папой, либо епископом[6].

Пенитенциалы они же покаянные книги начали появляться в V-VI веках, как вспомогательный элемент, предназначавшийся для священников. Гуревич А. Я. в своей книге «Проблемы средневековой народной культуры» дает довольно обширное понимание для чего предназначались пенитенциалы, называя их массовыми источниками, которые касались человека напрямую[7]. Согласно его словам пенитенциалы, имели ежедневное применение, используемое в качестве вопросов на исповеди и назначении покаяний за определенный грех[8]. Автор говорит, что такой успех с востребованностью литературы в средние века связан с самим человеком, которому было интересно послушать про чертей и чудеса, про ад и рай и соответственно с посещением исповеди отвечать на вопросы священника, зачитанные из пенитенциала, но при таком успехе Церковные соборы в одно время осудили покаянные книги и призывали не употреблять их и предавать огню, особенно подобное было распространенно в период Каролинского Возрождения, но подобные гонения на пенитенциалы не увенчались успехом и вскоре прекратились, помимо этого гонения позволили ограничить сферу ее применения только по отношению к тайным грехам, не получившим огласки в обществе[9], так как пенитенциалы являлись ответом на требования жизненной практики и духовенство в них нуждалось, чтобы воспитывать паству[10].

Душин О.Э. в своей книге «Исповедь и совесть в западноевропейской культуре» отмечает успех распространения пенитенциалов, у которых главным преимуществом была ее приватность, еще одним из преимуществ было то, что кающийся не должен был входить в особое общество, которое подразумевало под собой ношение специфических одежд или исключение из обычной жизни тем самым люди не испытывали демонстративной общественной неприязни[11]. Т. Г.Лазарева в своей статье «Концепция покаяния в балладах Вальтера Скотта» приводит другой пример, распространения пенитенциальных книг вместо публичного покаяния, по ее мнению, он связан с преобладанием денежных пений, которое ставилось выше других церковных дисциплин[12].

Сами пенитенциалы несут отпечаток того общества, в котором жестокость и насилие не считалось необычным и негуманным и основной темой пенитенциала было произвести воздействие на душу, через страдание тела[13] [14].

Как отмечает Гуревич А. Я., для христианина исповедь была возможностью самоанализа на основе выработанной самой церковью шкалы поощрений и запретов. Сам процесс не особо отличается от наших реалий при котором грешник исповедуется священнику в совершенных грехах и в свою очередь священник назначает епитимью, а по искуплению греха давалось отпущение[15], а порой не подразумевалась не только компенсация за грех, но отмщение[16]. Основными грехами считалось идти против Священных Заповедей, не только делом, но и помыслом.

Появление покаянных книг.

Появление покаянных связано с кельтскими христианами в V веке, затем в конце VI века благодаря выходцам из Ирландии во Франкском государстве и в VII веке в Англии[17], благодаря англо-ирландским монахам-миссионерам распространявшим их[18]. Причиной появления покаянных книг послужила как само изменение понятие личности в средневековья т.е. если в раннехристианскую эпоху исповедь проходила публично, то в средневековье начало распростираться практика тайного покаяния, такой переход занял ни одно столетие, так и тот факт, что не все священники точно представляли границы дозволенного поведения и греховного, что и привело к созданию некоторых деятелей руководств для священнослужителей, что бы те использовали их во время исповеди. Еще одним фактором появлению пенитенциалов, согласно Душину О.Э. является развитие торгового предпринимательства и ремесленного производства, из-за такого роста вставал вопрос о совести и внутреннем критерии моральных намерений, что приобрело особое социальное звучание[19].

На данный момент сохранилось много экземпляров покаянных книг с VII-VIII веков и до классического средневековья, большинство из них анонимны или приписываются церковным авторитетам, таким как Теодор Тарсский, Эгберт, Бэда Достопочтенный и другими, написанные на вульгарной латыни т.е. упрощенной так чтобы каждый исповедник мог их понять, при этом исповедник читая прихожанину покаянную книгу должен был переводить ее на родной язык[20]. Таким образом, по мнению автора пенитенциалы были по форме и духу приспособлены к основной массе людей того времени.

Сами книги представляли из себя перечь грехов и соответствующее им покаяние, выраженное в форме поста, молитвы или изгнания из церковной общины. Также есть и второй тип представляющий из себя вопросник, священник, опрашивая прихожан определял степень греховности и назначал соответствующую епитимью, помимо этого в некоторых пенитенциалах, как например в «Пенитенциале епископа Камбре Халитгара» (ок. 830 г.) разрешалось откупаться от грехов, за семь недель покаяния назначалось 20 солидов[21] богатым, 10 солидов людям, не имеющим особого достатка и 3 солида беднякам, при всем при этом за богатого человека могли поститься и другие люди, так за 3 дня человек мог избавиться от 7 летней епитимьи, если за него постилось 12 человек три дня.

Стоит отметить, что есть различие и в некоторых моментах при чтении покаянной книги священником, он мог зачитывать ему прихожанину в качестве напоминания какого-либо греха, но при этом в других сочинениях говорится об обратном, чтобы исповедник не делал подобного и прихожанин не знал содержание пенитенциала, чтобы эти грехи не ввели их в соблазн[22].

Таким образом пенитенциалы основанные в V веке к VII веку уже укрепились и получили огромную поддержку с обеих сторон, со стороны священников и со стороны обычного человека. Что повлияло на их дальнейшее распространение, вышедшее за рамки католической церкви. За ними сохранилось элементы в удобстве использования священником, и удобство для прихожан церкви в качестве перехода к тайной исповеди, а некоторым людям, а то и вовсе откупиться от них при наличии солидного состояния, что не могло не идти на пользу церкви или другим людям, отмаливающим тот или иной грех за человека.

[1] Гуревич А. Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. С. 22.

[2] Там же. С. 64.

[3] Там же. С. 57.

[4] Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV-XIX веках. СПб. 2006. С 19.

[5] Там же. С. 9.

[6] Демко, Т. Н. Средневековые пенитенциалии и пенитенциарная служба: пересечение смыслов // Прикладная юридическая психология. № 1 (42). 2018. С. 136

[7] Гуревич А. Я. Указ. соч. С. 18.

[8] Там же. С. 56.

[9] Душин О. Э. Указ. соч. С. 41.

[10] Гуревич А. Я. Указ. соч. С. 54.

[11] Душин О. Э. Указ. соч. С. 41.

[12]Лазарева Т. Г. Концепция покаяния в балладах Вальтера Скотта. // Филология и культура. 2013. №4(34). С. 203.

[13] Гуревич А. Я. Указ. соч. С. 61

[14] Гуревич А. Я. к этому месту приводит обобщенные примеры таким практика – «гордыню нужно сломить смирением, жадность излечить милостыней, безделье — прилежанием в труде, болтливость наказывается обетом молчания, пре­ любодеяние— воздержанием, обжорство и пьянство — постом». Указ. соч. С. 61.

[15] Там же. С. 53.

[16] Прот. Кикин В. Очерк амартологии и сотериологии в русском академическом богословии по материалам трудов священномученика Илариона (Троицкого; 1886–1929) // Церковь и время Научно-богословский и церковно-общественный журнал. Т. LXII. 2015. С. 164.

[17] Гуревич А. Я. Указ. соч. С. С. 54.

[18] Душин О. Э. Указ. соч. С. 41.

[19] Там же. С. 44.

[20] Там же С. 55.

[21] Римская золотая монета

[22] Там же. С. 55.