Найти в Дзене

ПОЛЕВАЯ АКАДЕМИЯ ПОГРАНИЧНИКОВ

Андрей МУСАЛОВ

Опубликовано в журнале "Пограничник Содружества". №1, 2013 г.

Пограничный учебный центр ФСБ России, расположенный в Ярославской области, хорошо знаком не одному поколению пограничников. Именно здесь многие из них постигали азы военной науки. О том, как живет это заслуженное учебное подразделение сегодня, наш рассказ.

Дорога до учебного центра, расположенного где-то в районе деревни Погорелки, знакома многим, кто носил зеленую фуражку. Именно здесь многие из офицеров, прапорщиков, сержантов, рядовых и курсантов впервые вдохнули кислый запах порохового дыма, пробежали свой первый марш-бросок, почувствовали на себе «все тяготы и лишения воинской службы». Здесь были сделаны первые шаги тех, кто затем топтал фланги на самых отдаленных рубежах СССР, а позже – государств – участников СНГ.

-2

Дорога эта и сегодня такая же замысловатая и ухабистая, как и раньше. Вьется через глухие леса, где в любой момент может выскочить здоровенный лось. Проходит ярославские деревни, где по обочинам стоят кресты и памятники святым. Тянется мимо болот и обширных полей. А затем вдруг, внезапно, обрывается утыкаясь в ворота КПП, где на посту застыли милые, но весьма строгие девушки с шевронами Пограничной службы ФСБ России. За воротами – полевая пограничная академия, по-другому об этом учебном центре и не скажешь. И с первого взгляда видно – в отличие от дороги, здесь немало перемен.

КРУТЫЕ ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ

Начальник учебного центра – капитан 1-го ранга Владислав Воробьев явно выделяется своим внешним видом. Среди множества людей в камуфлированном обмундировании он щеголяет идеально отутюженной морской формой. Носит ее Владислав Владимирович неспроста. На нынешнюю должность Воробьев прибыл из Анапы, где был заместителем начальника Отдельного морского учебного центра.Береговой охраны ФСБ России по кадрам и воспитательной работе. Впрочем, военная судьба этого офицера весьма замысловата и служит наглядным отражением всего того, что происходило с офицерским корпусом России в непростые девяностые и «нулевые».

-3

- В 1987 году я выпустился из Симферопольского строительного училища. – рассказывает Владислав Владимирович. - Написал пять рапортов, с просьбой отправить меня в Афганистан. Обычно из нашего училища, на тысячу выпускников приходилось 60 лейтенантов, которых отправляли в ДРА. Но из нашего выпуска никто туда не попал – видимо, уже готовились к выводу войск.

Первым местом службы для Воробьева стала военно-строительная рота, на Дальнем востоке. Непростой личный состав, масса техники, сложные задачи – для молодого офицера это была хорошая школа. Именно тогда он стал докой в наведении порядка и дисциплины. Военная карьера складывалась успешно, но внезапно все закончилось – подразделение расформировали, в связи с сокращением Российской армии. Встал вопрос – «что делать дальше»

- Я военный в четвертом поколении, поэтому на «гражданке» себя не видел. – вспоминает Воробьев. - Решил стать пограничником. Интересные традиции, интересная служба. К тому же ,я родился на границе, много читал книг о пограничниках. Переход в пограничные войска не вызвал больших трудностей. После военно-строительной роты, служба на пограничной заставе показалась вполне спокойным занятием. Хотя обстановка на границе в то время была сложная – китайцы часто шли на нарушение пограничного рубежа.

Послужив на пограничной заставе, Воробьев принял решение перевестись в Таджикистан, где пограничные войска России защищали границу с Афганистаном. Как любому настоящему офицеру ему хотелось попробовать свои силы в максимально сложной обстановке. Такая возможность представилась, и Владислав Владимирович отправился служить на таджикско-афганскую границу, в легендарный Пянджский погранотряд. Участок у Пянджского отряда был сложный: и горы, и река, и камыши, и минные поля. Не случайно именно здесь контрабандисты постоянно пытались наладить здесь каналы переправы героина и других наркотиков. При этом они, не задумываясь, пускали в ход оружие. Несмотря на опасности, все три года проведенные в Пяндже Воробьеву запомнились как интересное время.

- Там мне довелось служить под руководством начальника отряда – полковника Сергея Усенко, - рассказывает Воробьев. - Сергей Петрович многому научил меня во всем, что касается отношения к границе, и ее охраны. К сожалению, Усенко погиб – разбился на вертолете. Ему на смену пришел полковник Гончаров, он, а также полковник Лобов также преподали мне пограничную науку. Если в Хабаровском погранотряде я постигал ее азы, то в Таджикистане довелось пройти высшую школу.

-4

После возвращения из Пянджского погранотряда, Воробьеву довелось служить в Хабаровской пограничной эскадрилье. Там были некоторые проблемы с дисциплиной, но офицер успешно справился с ними. Опять же - помог опыт, полученный Воробьевым за время командования военно-строительной ротой.

Следующий поворот офицерской судьбы Владислава Владимировича представляется еще более неожиданным. В 2003 году он был назначен на должность заместителя командира отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей, базировавшейся в поселке Казакевичево. Вот тогда-то Воробьев и сменил сухопутную форму на военно-морскую.

Обстановка на Амуре в начале нулевых оставалась весьма непростой. Браконьеры-китайцы не задумываясь применяли в отношениях пограничников холодное оружие, шли на провокации. Во время путины весь личный состав бригады денно и нощно находился на службе. Несмотря на загруженность, Воробьев постоянно самосовершенствовался, заочно проходя обучение в различных учебных заведениях. За время службы Владислав Владимирович закончил две академии: Пограничную и Генерального штаба. При этом в Пограничной академии прошел обучение на двух факультетах.

Полученные знания пригодились Воробьеву на новом месте службы - в Анапе. Туда, после окончания академии, он получил назначение на должность заместителя по кадрам и воспитательной работе начальника Отдельного морского учебного центра Береговой охраны ФСБ России (ныне Институт Береговой охраны). А еще через полтора года последовало новое назначение – в Пограничный учебный центр ФСБ Росси.

НЕ ПИТЬ, НЕ КУРИТЬ… УЧИТСЯ!

Начальником учебного центра Владислав Владимирович стал в 2007 году, 1 марта. К сожалению, в тот момент прославленное заведение было не на высоте. Хромали порядок и дисциплина, ветшала материальная часть.

- Когда я прибыл в учебный центр, здесь за год было совершено сорок пять преступлений, - вспоминает Воробьев. – За последние три года в части не было ни одного серьезного правонарушения. Это не только моя заслуга, это труд всего нашего коллектива.

Для достижения подобного результата Воробьев пошел на меры, которые кому-то могут показаться слишком суровыми. Например, ныне в части существует «сухой» закон. Здесь запрещена продажа алкогольных напитков, а также табачных изделий. Сам Воробьев давно не употребляет алкоголь и не курит, подавая пример подчиненным.

Следующим шагом стало доведение материальной базы центра до современного уровня. Вместе с Воробьевым мы осматриваем территорию учебного центра. По ходу импровизированной экскурсии он рассказывает:

- Для подготовки специалистов всех категорий в центре созданы все условия. Первым делом, была отремонтирована двухэтажная столовая на восемьсот посадочных мест. В ней два зала: для офицеров и для военнослужащих-контрактников. Столовые предоставляют комплексное питание – на выбор.

Бывшие казармы переоборудованы в общежития. В них обустроены четырехместные кубрики. В центре имеется современный банно-прачечный комбинат. В него военнослужащие могут сдать сове обмундирование для стирки и глажки. При комбинате имеются баня и парикмахерская.

В центре проведена большая работа по социальному обеспечению военнослужащих центра из числа постоянного состава. В Ярославле был сдан жилой дом, в котором все очередники получили постоянное жилье. Был капитально отремонтирован фонд служебного жилья в самом учебном центре. Некогда угрюмые многоэтажки обрели новый вид благодаря островерхим крышам. Такие дома лучше приспособлены к условием достаточно суровой в этих краях русской зимы. Был фактически заново отстроен детский сад «Лесная Сказка». Ныне он скорее напоминает швейцарское шале, нежели типовое учреждение. Ребят постарше возят на автобусах в школу, расположенную в райцентре. Командование прорабатывает вопрос об открытии на территории учебного центра начальной школы, где могли бы учиться школьники 1 – 4-го классов.

-5

- Между прочим, после решения социальных вопросов, в части увеличилась деторождаемость, - отмечает Воробьев с явным удовлетворением. – когда я пришел на должность, в центре было 49 ребятишек. Сегодня только в школу мы возим двести школьников! В детский сад родители приводят пятьдесят детишек.

Другое примечательное сооружение, похожее на огромный дирижабль, на поверку оказывается надувным спортивным залом. Рядом находится небольшой храм.

- Места здесь, в Ярославской области необычные, намоленные, словно пропитанные духом православия, - делится своими мыслями Воробьев. – почти в каждом селе находишь какие-то святые места, следы пребывания праведников прошлого. Неудивительно, что многие военнослужащие выступали за сооружение у нас своего православного храма.

-6

Ныне, поселок газифицирован. Изначально вопрос газификации казался Воробьеву неподъемным. На борьбу с чиновниками и бумажной волокитой ушли долгие шесть лет. Теперь он, показывая трубы котельной, некогда коптившие угольным дымом, с удовлетворением замечает: «Теперь воздух будет чистым!»

Разумеется, все это замечательно, но как насчет учебы? Ведь именно в этом заключается главное предназначение учебного центра. Оказывается и здесь все на высоте! Сегодня центр обладает уникальной материальной базой для профессиональной подготовки. Это – и хорошо оборудованные классы, и конюшни, и современное стрельбище, с пятью участками для стрельбы и направлением для боевого метания гранат. На стрельбище одновременно можно поднять до восьмисот мишеней!

Что любопытно, стрельбище обладает собственным информационным центром, где на долгосрочной основе хранятся обширные данные. Военнослужащий может узнать свои результаты даже спустя пять лет, после выполнения того или иного стрелкового упражнения. В центре имеется тир с тремя дорожками на восемьсот метров и автоматизированной системой управления мишенной обстановкой. Для проведения занятий по общевойсковой тактике на полигоне центра оборудованы ротный и батальонный опорные пункты, а также участок «обкатки» военнослужащих бронетехникой.

НЕ НИЖЕ «ЧЕТВЕРКИ»

По словам начальника учебного центра, на долю его подчиненных выпадает большая нагрузка.

– Только в этом году на базе центра было проведено десять общероссийских и международных мероприятий, в том числе – Чемпионат по стрельбе на приз Героя Советского Союза генерала армии Матросова, а также чемпионат по стрельбе из ручного оружия на приз СКПВ, - рассказывает Владислав Владимирович. - Кроме того, в центре проводятся сборы офицеров боевой подготовки (они прибывают со всех Региональных управлений), соревнования снайперских пар, состязания по пограничному троеборью и т.д.

За год обучается два потока военнослужащих – в начале и конце года. Профессиональное обучение военнослужащих с нулевого цикла длится три месяца. На переподготовку, тех, кто уже имеет пограничную специальность, отводится один месяц.

-7

Перед центром стоит ряд важных задач. Прежде всего – обеспечение учебного процесса Московского и Голицинского пограничных институтов. Здесь для курсантов этих учебных заведений проводятся практические занятия по стрельбе, пограничной и общевойсковой тактике. В школах учебного центра происходит подготовка младших специалистов по ряду пограничных специальностей. Центр осуществляет подготовку водителей бронетранспортеров – БТР-80 и БТР-80А, а также наводчиков-операторов и стрелков из пулеметов КПВТ.

Кроме всего прочего, здесь происходит испытание различных инженерных новинок, предназначенных для охраны границы. Для этой цели в составе центра имеется инженерно-испытательное отделение и специальный полигон. Периодически в центре проводятся сборы офицеров различным специальностям, а также происходит их профессиональная переподготовка.

С 1 января 2013 был утвержден новый штат, что позволяет проводить профессиональную подготовку военнослужащих более качественно. Прежде в центре было пять школ по пяти специальностям. При этом, руководителям приходилось быть и руководителями и преподавателями и ответственными за учебный процесс. Новый штат предусматривает разделение учебного процесса и его обеспечение. Непосредственно обучением ведает учебный отдел из четырех отделений, в который входят тридцать офицеров-преподавателей и более двадцати прапорщиков-инструкторов. Личный состав этих отделений занимается исключительно обеспечением учебного процесса. Учебному отделу подчинены две школы, в которых поводится обучение по девятнадцати специальностям, в том числе по таким, как: кавалеристы, снайперы, минометчики, специалисты по РЛС и т.д.

Отдел обеспечения учебного процесса отвечает за надлежащее состояние учебной базы, техники, полигонов и т.д. Кроме того, в штате предусмотрено наличие командного звена, которое непосредственно занимается личным составом. Такая структура позволила совершить качественный скачок не только в деле обучения, но и позволила повысить дисциплину.

Как отмечает Воробьев, успехи центра были бы невозможны без слаженного и поступательного труда его подчиненных. Во многом высокие показатели в деле развития центра и роста уровня обучаемых в нем специалистов, заслуга таких специалистов учебного заведения, как: начальник отдела материально-технического обеспечения полковник Дмитрий Домалевский, начальник отдела обеспечения учебного процесса подполковник Петр Козловский, начальник школы Вячеслав Александрович Царапора, а также многих других.

О том, что проделанная сотрудниками и преподавателями центра работа не напрасна, можно судить по объективным показателям. Казалось бы, успешная служба выпускников центра на самых удаленных рубежах России говорит сама за себя. Но в самом центре сумели создать систему объективного контроля знаний, военнослужащих, проходящих обучение.

-8

- Когда к нам на обучение приходят военнослужащие, мы проводим контрольные экзамены на предмет наличия у них знаний.- рассказывает Владислав Владимирович. - Три с половиной месяца спустя, после окончания курса обучения, к нам прибывает Государственная комиссия из управления кадров ФСБ России, которая принимает экзамены у выпускников центра. Это позволяет сравнить реальный уровень знаний до, и после обучения. Так вот за последние годы не было подразделения из состава военнослужащих, прошедших обучение, которое получило на госэкзаменах оценку ниже «четверки». Считаю, что замечательный результат. Но, в то же время, нам есть куда стремиться в дальнейшем!

Фото втора.