"Никто не выжил"/No One Lives (2012)
Не то боевик, не то триллер, а точнее - сплэттер, где вся соль - в излишне натуралистичной демонстрации насилия. История о том, как шайка грабителей связалась не с тем парнем и огребла по полной. Причём герой не какой-нибудь благородный мститель, а просто поехавший маньяк.
Забавно, сейчас пересмотрел компиляцию самых кхм... характерных сцен из фильма и поймал себя на мысли: а ведь неплохо. Но помню свои эмоции 12-летней давности: неплохо, да, но... что-то не то.
И этот, и все последующие американские проекты Китамуры укладываются в одну формулу: берётся стандартный сюжет, добавляются максимально оригинальные способы отправления человека в мир иной и гектолитры кетчупа, брызжущие в разные стороны, а также небольшая фига в кармане. Режиссёр всеми силами намекает: "Это просто кино, которое я снял, чтобы вас развлечь, не надо относиться слишком серьёзно ко всем этим вспоротым животам и оторванным конечностям. Хотите крррровищщщи?! Нате! Смотрите, не захлебнитесь". Иногда в кадре появляются хорошие актёры, здесь, к примеру - Люк Эванс. В чём же проблема?
Да только в том, что банальная история, даже поданная в слегка ироничном ключе, остаётся банальной. Как бы то ни было, "Никто не выжил" вполне хорош в своём жанре, дальше было хуже.
"Люпэн третий"/Rupan sansei (2014)
Люпен Третий - персонаж манги и многосерийного аниме, внук знаменитого Арсена Люпена, обаятельный жулик и вор. Я бы, впрочем, о нём и не узнал никогда, если бы не полнометражный мультфильм "Замок Калиостро", снятый не кем-нибудь, а великим Хаяо Миядзаки.
А тут у нас художественный фильм (дорама) по мотивам, снятая для японского рынка. Сюжет вертится вокруг ожерелья Клеопатры, которое нужно похитить из самого охраняемого в мире хранилища. Но это будет в конце, а до того будет много всего другого интересного.
Итак, Люпен - обаятельный супервор, у которого в подчинении целая команда, где у каждого своя суперспособность: кто-то - хакер, кто-то - стрелок, кто-то - мечник, кто-то - баба. К последнему персонажу у Люпена неразделённая любовь, но девушка вроде как любит другого, который предал и Люпена, и всю гильдию воров. И весь фильм герой пытается разобраться в сложном клубке интриг, не забывая периодически бить морды разным недоброжелателям.
Абсолютно мультяшный аттракцион, с одноклеточными героями, постоянно принимающими картинные позы. И не столько фильм о ворах, сколько боевик: в конце укладывают целую толпу злодеев, максимально зрелищно и жестоко. Забавно, в целом. Вот он, Китамура, которого мы знаем и любим.
Далее Рюхей снял одну серию сериала Callus Knight (не нашёл) и вернулся к американским проектам.
"Стрельба по мишеням"/Downrange (2017)
Группа друзей едет по просёлочной дороге, и вдруг хлобысть - колесо лопнуло. Как оказалось, покрышку прострелили, а невдалеке на дереве засел снайпер-маньяк. Причём, стрелок мог бы уложить всю компанию за полминуты, но ему хочется сначала помучить жертв - маньяк же! Весь остаток фильма герои - вы догадались - будут выбираться из ловушки.
Проходной и довольно стандартный маньячный триллер или слэшер, если угодно, всё отличие - орудие убийства: снайперская винтовка вместо тесака или топора. И вновь: гротескно снятое насилие подсказывает, что режиссёр иронизировал над жанром, концовка подтверждает эту догадку.
"Кинотеатр кошмаров"/Nightmare Cinema (2018)
Весьма бойкий и красочный альманах коротких историй в жанре хоррор, с ударной дозой чёрного юмора. Я пытался угадать, какую из новелл снял Китамура - не угадал.
История первая, реж. Алехандро Бругуес ("Хуан - истребитель кубинских зомби"). Новелла представляет собой будто бы концовку стандартного слэшера: есть хижина в лесу, есть маньяк, который охотится на молодёжь и почти всех уже перебил... Правда, сюжет делает "вот это поворот", и выясняется, что тут всё не так просто, как кажется а маньяк - вовсе не маньяк.
История вторая, реж. Джо Данте ("Гремлины"). Дама со шрамом на лице собирается сделать пластическую операцию. Приторно ласковые врачи убеждают её, что всё пройдёт гладко, но героиня начинает что-то подозревать... Разумеется, всё кончится плохо.
История третья, реж. Рюхей наш Китамура. В католическом интернате некий демон вселяется в детей и заставляет их делать ужасные вещи... А закончится всё рубиловом: падре с мечом против целой толпы осатаневших подростков. Как всегда у Китамуры, жестоко, иронично и с насмешкой над зрителем: мол, вы же это хотели увидеть, так нате вам! Ну, и нетрудно догадаться, что если среди героев есть католический священник, то к женщинам и особенно детям у него будет особое отношение...
История четвёртая, реж Дэвид Слейд ("Леденец"). Нечеловечески стильно снятая новелла о женщине, которая всех людей видела монстрами. Прямо-таки "Песнь Сайи" на новый лад. Концовка подкачала, но и так неплохо.
История пятая - про мальчика, который потерял родителей в ходе нападения грабителя, сам тоже получил пулю и обрёл способность видеть призраков. Грабитель проникает в больницу, чтобы убрать свидетеля... Концовка слегка разочаровала - идею взаимодействия с призраками можно было бы обыграть намного интереснее. Снял Мик Гаррис ("Зубастики-2", сериал "Сияние" по Кингу), он же отвечает за обрамляющую новеллу про киномеханика (Микки Рурк, после всех пластических операций похожий на демона), который показывает все эти истории в адском кинотеатре.
Что в целом? В своём жанре хоррор-альманаха фильм явно выше среднего.
"Малышка с характером"/The Doorman (2020)
Отставная военная дама (Руби Роуз) устраивается привратницей в старое здание, где по странному совпадению живёт бывший муж её покойной сестры с двумя детьми. Как-то ночью на дом совершает нападение тяжело вооружённая группа злоумышленников, во главе с непривычно безбородым Жаном Рено, которая ищет старинные картины, по странному (опять же) совпадению замурованные в стену как раз в той квартире, где живут родственники героини. Та, как вы понимаете, весь фильм сражается со злодеями, уничтожая по одному, и так пока всех не истребит...
Да, это стотыщмиллионный клон "Крепкого орешка". Не совсем безнадёжный: есть пара-тройка неплохо поставленных драк-перестрелок, героиня расправляется с бандитами разнообразно и оригинально, а режиссёр, как всегда, периодически даёт понять, что к фильму не следует относиться слишком серьёзно.
И всё б ничего, но это... всего лишь клон "Крепкого орешка", пусть и ироничный, и местами откровенно абсурдный, и с симпатичными персонажами, а лучше всех сыграл, как вы понимаете, Рено - этакого бандита-эстета.
"Поворот не туда. Дом зла"/"Наша расплата"/The Price We Pay (2022)
Банда грабителей обчистила ломбард, прихватив с собой не в меру симпатичную заложницу. На полпути машина сломалась, бандюги забрели на ферму, где безумный со своими подручными изымал органы у жертв... Да, как и подсказывает локализованное название, это очередной "поворот не туда" со всеми вытекающими.
"Вытекающих" будет много, просто цистерны, особенно в финале. Да, режиссёр опять глумится, хотя с тем же успехом "Расплату" можно смотреть и просто как ужастик, без подвоха. Печально лишь то, что никаких сюрпризов фильм не преподносит, а блестящие персонажи вроде очкарика-психопата пропадают даром.
Это последний из доступных фильмов Китамуры. В 2022 году он снял Three Sisters of Tenmasou, для японского рынка - опять история про загробный мир и девушек-призраков, которые раДУШно (случайный каламбур) встречают души почивших людей. Да-да, как в "Дали небесной", только (как я понял) без рубки на мечах. В ближайшее время на экраны выйдет Thrill Ride - про маньяка, который терроризировал людей на аттракционе "американские горки". Могу предположить, что опять будет средней руки чёрноюморной ужастик.
Обозрев всю фильмографию Китамуры, могу сказать одно: от создателя "Версуса" и "Азуми" мы вправе были ждать большего. Чего нельзя отрицать - что у Рюхэй есть свой стиль, точнее, два разных стиля - для японских и американских проектов. А это уже выделяет его из числа многих других киноремесленников.
Части 1 и 2: