Ко мне обратились некие товарищи из некой организации с просьбой рассказать про различные мифы о танкистах Второй Мировой войны. По сути, кратко пересказать мою книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой». Что я и сделал.
Я подумал, что читателям тоже может быть интересно прочитать такой материал, но решил разбить его на две части. В одной, рассказать невероятные и удивительные истории про танкистов советских, а в другой, как догадались, поговорить про представителей других армий.
Давайте сначала про иностранцев. Сразу скажу, что перечень тех немецких танкистов-асов, про которых я написал, крайне мал. В том числе и потому, что не особо было интересно. Ну а во вторую очередь, чаще всего про них сложно что-то написать, ибо очень мало конкретики — нет точных данных по месту и времени их «небывалых подвигов».
Начнём же мы не с немцев, а с поляка которого звали Эдмунд Роман Орлик и который известен уж очень большим числом подбитых немецких танков. В двух боях он подбил по три танка, а в третьем и вовсе семь. Причём, единственным источником информации служат его собственные рассказы.
Тут надо начать с того, что воевал Орлик не на танке, а на танкетке. Правда, вроде как у него была именно редкая модификация с 20-мм пушкой. Но в целом все рассказы про успехи Орлика крайне противоречивы, содержат много нестыковок, а главное, появились в 60-е годы. До этого же почему-то о его подвигах никто никогда не слышал. Никаким польскими или немецкими документами информация об описанных Орликом боях не подтверждается. Зато есть ещё несколько танкистов, которые вдруг «вспомнили», что это они на самом деле подбивали танки, а Орлик либо рядом был, либо его вообще там не было. В целом всё сильно напоминает сцену из бессмертного произведения Джерома К. Джерома с гипсовой форелькой.
Следующий очень интересный персонаж — французский танкист капитан Пьер Бийот, которые в бою у деревни Стонне уничтожил в одиночку 13 немецких танков. История про Байота во многом классическая — по одному из описаний (в целом версий много) он находился в засаде, и когда на узкой извилистой улице увидел колонну немецких танков, то выстрелами сразу из двух пушек (у его танка действительно было две пушки, правда, одна против танков бесполезна) подбил головную и замыкающую машину. Ну а потом, когда немцы оказались заперты на узкой улице, ему оставалось только их расстреливать. По другой версии его танк ворвался в деревню и застал немцев врасплох, то ли они обедали, то ли просто на гармошках играли, ну и …
К этому рассказу можно сделать лишь два комментария. Первый — танковый батальон, где служил Байот в тот день сообщил о 13 подбитых немецких танках, что, видимо, было завышено вдвое. Их все потом и записали Байоту. Почему?
На это есть второй комментарий. Уж очень у Байота была интересная биография — он был начальником штаба у генерала де Голля, вёл переговоры по сдаче немцами Парижа, занимал ряд очень высоких постов и даже был министром обороны Франции. Думаю, вопросы отпали.
Теперь давайте к немцам перейдём.
Я, конечно, не смог пройти мимо одного из самых известных танкистов Вермахта — Михаэля Виттмана. Самый известный бой Виттмана у нормандской деревушки Виллер-Бокаж не разоблачал уже только ленивый, потому я заинтересовался другими эпизодами. В числе его «подвигов» упоминается около двух десятков подбитых танков Т-34 13-го ноября 1943 года в бою под Фастовым.
Беда в том, что в тот день в районе, где действовала одна из боевых групп дивизии СС ««Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера», боёв с советскими танками и вовсе не было, а даже если собрать все подбитые советские танки на том участке фронта, то их на два десятка никак не набрать. А уж так, чтобы были подбиты одним «Тигром» и совсем не получается. Зато, согласно биографии другого танкового аса Генриха Клинга, который командовал ротой, в которой Виттман и служил, то вообще получается, что 13 ноября его рота находилась в пути.
Ещё один интересный эпизод в биографии Виттмана — бой 6 февраля 1944 года с танками 5-й гвардейской танковой армии, в котором он уничтожает 9 танков KB и Т-34. Однако в тот период 5-я гвардейская танковая армия и дивизия «Лейбштандарт СС Адольфа Гитлера», в которой воевал Виттман, действовали на разных участках фронта и не встречались. А если посмотреть сводки тех танковых частей, которые имели в тот день столкновения с этой дивизией, то их потери явно меньше, чем якобы подбито Виттманом.
Ещё один эпизод связан с первым днём битвы на Курской Дуге. Экипаж Виттмана в тот день претендует на 8 уничтоженных советских танков. В тот день в бою с дивизий «Адльф Гитлер» 167-й отдельный танковый полк действительно потерял 20 танков Т-34 и 4 Т-70. Этого, конечно, хватает, чтобы подтвердить успех Виттмана, но вот только, кроме него, в том бою принимало участие ещё несколько асов и просто обычных танкистов, которые тоже претендуют на какое-то количество уничтоженных советских танков. Например, уже упомянутый Генрих Клинг претендует на 4 советских Т-34. Если собрать заявки всех танкистов, то понадобиться целых два советских танковых полка. А это, насколько я смог найти, самый достоверный случай с Виттманом, в остальные верится ещё меньше.
Есть ещё такой немецкий танкист — Альберт Эрнст, который получил прозвище «Витебский тигр» и уничтожил советских танков, то ли 55, то ли 82.
Правда, танкистом Эрнст не был, воевал он 519-м тяжёлом противотанковом дивизионе на самоходной установке "Nashorn". Самые свои примечательные победы он совершил в боях под Витебском, когда с 21 по 25 октября 1943 года он подбил или уничтожил 32 или 33 советских танка. За что и получил своё знаменитое прозвище. Надо сказать, что это были тяжелейшие для нашей армии бои под Витебском, в которых мы несли огромные потери. Кроме 519-го дивизиона, на уничтоженные советские танки претендуют и другие немецкие части, и общее количество поражённых советских танков составляет почти две сотни.
Однако, изучив все документы наших войск за этот период легко убедиться, что для таких потерь, немцам бы пришлось все имеющиеся советские танки сжигать раза по три, а то и больше. И число побед Эрнста тоже можно смело делить на три.
Ещё мне доводилось писать про обер-лейтенанта Клауса Вагнера, который командовал 3-й батареей 667-го дивизиона штурмовых орудий. И в боях под Ржевом с 29 по 31 августа 1942 года подбил 18 советских танков. Когда есть такие точные указания по месту и времени бывает относительно легко сопоставить данные обеих сторон. И действительно есть немецкие данные и по количество подбитых советских танков в целом на участке, и по количеству приходящихся на 667-й дивизион. Всего за три дня получается дивизион подбил 84 советских танка.
Однако советские данные о потерях за те дни, эту цифру уменьшают как минимум вдвое. Конечно, по советским сводкам невозможно понять, какие немецкие части подбивали наши танки, но то, что и сам Клаус Вагнер, и весь его дивизион свои успехи сильно завысил, можно утверждать смело.
И ещё один персонаж, которого стоит упомянуть — вахмистр Зигфрид Фрейер. Он командовал танком в 24-й танковой дивизии и 7 июля 1942 года во время уличных боёв в Воронеже, как утверждается, подбил 11 советских танков. История эта широко известна благодаря многочисленным (и цветным) фотографиям, на которых эти танки запечатлены.
Ситуация же сложилась такая — группа наших танков прорывалась по улице, причём не имея бронебойных снарядов, и попала под огонь танка Фрейера, который находился в засаде. Результат, увы понятен, тем более, что у Фрейера была новейшая на тот момент модификация танка Pz.Kpfw.IV, с длинноствольной пушкой, которая могли успешно поражать все советские танки. А в числе наших машин были и лёгкие Т-60.
В этой истории, однако, есть непонятные моменты. Ну, во-первых, самого Фрейера железным крестом наградили не за одиннадцать, а за девять подбитых танков. Кроме того, он сам упоминает, что некоторые танки на фото подбили неназванные истребители танков. Ну и само изучение фото показывает, что некоторые танки расположены так, что он их подбить никак не мог. Если внимательно проанализировать все данные, то на долю вахмистра приходится не более пяти подбитых танков.
Надо ещё раз подчеркнуть, что пропаганда Третьего Рейха не стеснялась сочинять самые невероятные истории про своих танкистов. Просто большинство из этих историй невозможно идентифицировать по месту и времени, а потом что-то сказать невозможно.
Более подробно все эти истории вы можете прочитать в моих статьях:
Что мы знаем про лучшего польского танкиста Второй Мировой войны
Про самого успешного французского танкиста Второй Мировой
Сколько же танков на самом деле подбил Михаэль Виттман
Сколько же танков мог уничтожить «Витебский тигр»
Сколько танков мог подбить лейтенант Клаус Вагнер и весь его дивизион
Мог ли вахмистр Фрейер уничтожить сразу девять советских танков
А ещё можно приобрести всю книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой»