Найти тему

Каргополь детали. Успенский девичий монастырь

То ли был рядом с Каргополем какой-то монастырь с 14 века, то ли нет, уже не определить. Возможно, существовал, но запустел, вот и поселился рядом инок Иоанн. Жизнеописаний его, в постриге Ионы Власатого, нет, только легенды. Обосновался инок на горушке сначала в полном одиночестве, а чтобы не мерз (север, однако), господь покрыл все его тело растительностью, поэтому Власатый. То ли именно он отрыл родник, то ли поселился рядом с существовавшим, тоже не очень ясно, но святой источник существует и поныне.

Со временем, пришли другие иноки, было их мало, но организовалась пустынь Ионы Власатого. Церкви не было, по крайней мере, нет ни одного упоминания, скорее всего, несколько келий на холме и тот самый родник. Называли место "Лешовой горушкой". Это холмик среди дремучего леса оценили еще фино-угорские язычники, наверное устроили там капище, да еще и леший жил, вот и Лешовая, некоторые называю Чертовой, сомнительное получается место.

После 1715 года над родником поставили часовню, наверное, обновляли – в 1832 была она совсем ветхой, а старожилы вспоминали, что крестили в ней детей.

-2

Иона Власатый умер в 1612 году, похоронили его на горе. Жили ли другие иноки постоянно или пустынь стояла необитаемой неизвестно. Последним обитателем стал монах Филарет, который что-то натворил и был сослан в Соловецкий монастырь, да через 2 года по челобитной отпущен обратно в Каргопольский Спасский монастырь.

В 1646 над могилой Ионы срубили деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. А через 3 года граждане Каргополя обратились с прошением на месте безлюдной пустыни устроить женскую обитель. Так началась история женского Успенского монастыря. Сколько было в нем изначально монахинь история умалчивает – пожары не раз уничтожали город, но имена настоятельниц известны почти всех. Игуменья Иулиания обратилась с прошением разобрать деревянную и возвести каменную Успенскую церковь, к которой в 1717 и приступили.

Начало 20 века
Начало 20 века

Когда разбирали старую, недалеко от захоронения Ионы Власатого нашли сосуд с древними серебряными деньгами, чем не промысел божий. Как раз дерево от храма использовали на часовню у источника. Каменная же церковь строилась небыстро, последний придел двухэтажного храма освятили только в 1750.

При этой же игуменье построена "на ограде над св. воротами церковь деревянная ко имя преп. Антония и Феодосия Печерских, освящена в 1713 г., ноября 22 дня"

В 1764 началась секуляризация церковных земель, многие монастыри были упразднены, но не каргопольские. Успенский отнесли к трехклассному, по штату 42 человека.

-4

Каждая проживающая в монастыре женщина должна была добывать себе пропитание собственным трудом. Мало того, жилье также. Уже в начале 19 века благотворитель построил, вероятно для неимущих монахинь, 3 каменных домика под кельи, два из них дошли до наших дней. Сейчас в одном магазин, другой жилой.

В 1829 г. построена, на место прежней обветшавшей деревянной церкви во имя преп. Антония и Феодосия печерских, каменная трехъярусная колокольня с святыми воротами в нижнем, холодным храмом Антония и Феодосия Киевопечерских в среднем, и звоницей в верхнем ярусе. В 1855 – 1857 гг. кругом монастыря выросла невысокая каменная ограда, с четырьмя башенками на восточной и двумя одноэтажными домами на южной и северной ее сторонах.

Фото из интернета
Фото из интернета

В 1858 г. в монастыре открылось "Каргопольское духовное сиротское девичье училище", первое в Олонецкой губернии женское учебное заведение, в 1874 его перевели в Петрозаводск. Предположительно, на фото здание училища.

Уже в начале 20 века начала работать одноклассная церковно-приходская школа в каменном флигеле ограды. Девочки из бедных семей 3 года постигали науки, не только Закон Божий, в программу входили русский язык, славянский язык, арифметика, чистописание, рукоделие, история, география и природоведение.

Получилось у меня какое-то сухое перечисление. Для монахинь обитель была пронизана божественным светом и когда в 1925 их прогнали, этот свет женщины взяли с собой. В Каргополе до последних дней собирались они на праздники, всю жизнь прожили без каких-то пенсий, зарабатывая рукоделием, кормясь с огорода, но оставаясь удивительно светлыми людьми, помогающими нуждающимся всем, чем могли.

-6

В 1927 на территории монастыря открыли совхоз "Красная горка", более 300 икон, жертвенников, крестов уничтожили за ненадобностью, в макулатуру сдали 600 килограмм книг, колокола отправили на металлолом.

Через 10 лет обитель заняло управление Каргопольлага. Всего 3 года с конца 1937 по 1940 управление пробыло в монастыре, потом перебазировалось в Ерцево, и Каргопольлаг с городом не был связан никак, но осадок остался навсегда. До сих пор этот лагерь большое белое пятно. Неизвестно точное число погибших и расстрелянных, известно, что условия содержания были очень жестокими. Секретарь обкома партии А.Ф. Никаноров писал Сталину: "В Арх. обл. 6 лагерей... Я узнал о буквально массовых фактах убийств заключённых со стороны администрации Каргоп. лагеря..."

Кроме управления в конюшне монастыря был карцер для смертников. Старожилы вспоминали, что пока стрелки в Каргопольлаге расправлялись с осуждёнными выстрелами в затылок, вольнонаёмный возчик ждал с подводой неподалёку. Трупы вывозили на Лешеву горушку и засыпали землёй, потом там устроили карьер и землю вместе с костями вывозили на отсыпку Ленинградской улицы.

-7

По тем же воспоминаниям, новые хозяева Красной горки сначала сровняли с землей монастырское кладбище и разбили парк отдыха с волейбольной и танцевальной площадками. Концерты здесь давали сами заключенные. Несмотря на громкую музыку во время танцев, все равно были слышны звуки выстрелов – поблизости расстреливали зеков. На фото как раз бывшие кладбище/волейбольная площадка/танц. площадка. Вопросом для меня осталась аллея, куда она вела, посадили-то, вероятно заключенные.

1940-1950-е
1940-1950-е

Во время войны в зданиях монастыря вроде бы дислоцировалось переведенное из Великого Устюга пехотное училище, но это не точно, табличка об училище находится совсем в другом месте.

В 1959 все постройки уничтожили. Зачем?

-9

Где-то здесь до революции заканчивалась дорога, упираясь в Святые ворота с колокольней, наверняка и сейчас живы в Каргополе видевшие остатки былой роскоши.