«Священство не есть человеческое учреждение, а Божественное. В самом деле, вчитайтесь во святое Евангелие. Всем людям Христос благовестил. Много за Ним следовало народу, но Он сначала только 12 Апостолов избирает, воспитывает, а затем 70 других, и только этих избранных облекает полномочиями продолжать дело Его.
В первосвященнической молитве Своей Спаситель ясно выделяет благовестников Своего Евангелия и молится за них Небесному Отцу, дабы Он укрепил их на подвиг служения миpy. По Воскресении Своем, являясь Своим Учениками, Спаситель наделяет их особыми дарами благодати.
Так, однажды, явившись к ним, Он им сказал: «примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин.20:23). Или, другой раз: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19–20). Или: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:15–16).
Апостолу Петру, а в лице его всем Апостолам, Спаситель заповедует пасти словесных овец (Ин.21:15).
Избрание особого класса людей для продолжения дела Спасителя на земле и наделение их особыми полномочиями и дарами Духа Святого, – это так ясно открывается из слова Божия, что, кажется, не может быть против сего возражений. Да иначе и не могло быть, уж слишком велико дело Пастырства. Нужна особенная благодать, нужны отдельные испытанные верные люди, которые бы облекались на cиe полномочиями.
<...> разве дело Христово не имеет отношения ко всем временам и народам? Ведь люди всех времен, стран и народов имеют одинаковую нужду в усвоении дела Христова, следовательно, всегда нужны и продолжатели дела Апостольского, нужно священство или, по церковному выражению, иерархия. Один из самых главных признаков истинности иерархии – это преемство (В Патриархии РПЦ преемство прервано - прим.). На преемстве Иерархических лиц утверждается их истинность и вся полнота благодати священства, данная Господом Христом св. Апостолам (Парасинагога МП создана Лубянкой - прим.). Это так понятно для верных чад Церкви, а вместе и утешительно!
Апостолы получили благодать от Самого Пастыреначальника Христа и затем преемственно эта благодать переходит к пастырям до наших дней. Перерыв в этом отношении равен утрате благодати священства. Счастлива поэтому Православная Церковь, которая неоспоримо имеет преемственную иерархию. И наша Церковь так ценит преемство, что и в других христианских обществах, если она его усматривает, – готова и там почитать иерархию.
<...>
И как же жалки те христианские общества, которые отвергли законную от Бога Иерархию. Знают ли, чего они себя лишили, что они утратили? Если в обыденной, мирской, гражданской жизни существует передача полномочий, и кто получает их, тот чувствует за собою силу, твердость и свободу, то как она должна быть понятна в жизни духовной, нравственной, в области действия благодати Св. Духа.
На преемстве священства основано у нас, между прочим, священническое благословение. Это не есть простое приветствие. Оно имеет глубокий духовный смысл и силу. Священники носят в себе благословение от Самого Христа, носят особый дар – пастырства, они совершители святых таинств. Благословляясь от священника, мы благословляемся тем самым от Самого Господа Христа. А это ли не утешительно, это ли не приятно! Господь, благословляя Апостолов, дал им власть и право и других благословлять. Мир, который вы получаете от Меня, почиет и на лицах, которым вы сей мир будете преподавать, говорил Он.
<...>
Maтерию, когда мы видим, когда мы осязаем ее, – тогда мы и знаем, что она около нас, что она с нами. А явления духа не связаны ни пространством, ни временем. Электрическая искра в одну секунду перебегает неизмеримые пространства, почему же не признать и за законами духа подобного? Благодать священства, врученная Господом Христом Апостолам и их законным благочестивым преемникам, преемственно передается и до наших дней пастырям».
«Духовный дневник. Часть восьмая» (отр.)
«Дух Святой всегда один и тот же, но управляет Он Святою Церковью в различные времена различно – то Он управлял через святых Апостолов, то через Вселенские Соборы. У нас на Руси сначала было управление через митрополитов, потом патриархов и, наконец, в XVIII веке угодно было Духу Святому направить нашу Церковь по руслу управления Соборного, Синодального. Тако изволися Духу Святому (Ср.: Деян.15:28), а наш слабый человеческий разум отчасти предугадывает, почему так сие случилось. Со времени Императора Петра Великого наше русское государство обернулось к Европе и открылся доступ всякому вольнодумству, которое сильной волной пошло к нам с Запада, жизнь наша потеряла свою патриархальную простоту и сделалась слишком сложной. При таком положении одному представителю Церкви (Патриарху) трудно было противостоять общему течению.
Кроме этого, один человек мог сделаться орудием разного рода интриг, одного человека легче склонить на ту или другую сторону, чем это сделать с целой Коллегией. И действительно, опыт показал и показывает, что при обсуждении дел в Святейшем Синоде, когда бывает опасность погрешить против чистоты Учения Церкви, когда бывает давление на Святейший Синод и среди членов его обнаруживается шаткость, другие члены, как бы в противовес сему, обнаруживают необыкновенную твердость и тем спасают церковные дела.
***
Святейший Синод составляет душу нашей Святой Православной Русской Церкви. Душу человеку дает Бог и она, душа, оживляет человека. Так и Святейший Синод есть учреждение, данное нам Промыслом Божиим, который и хранит эту душу, давая через нее жизнь всей Церкви.
Называть поэтому Святейший Синод учреждением безблагодатным нельзя, это значило бы признавать безблагодатность всей нашей Церкви. А между тем, кто из верных чад Святой Церкви не согласится с тем, что наша Святая Церковь и в синодальный период по-прежнему преисполнена благодати и силы! Сколько у нас за это время процвело Угодников Божиих! И посмотрите, какие великие иерархи заседали в этом учреждении — святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, митрополиты Платон и Филарет, светильник Русской Церкви отец Иоанн Кронштадтский. <...>
***
<...>
И за что, собственно, поносят Святейший Синод?
За то, что он не сообразуется с веком сим (развращенным и грешным), что он не действует по стихиям мира сего. И в самом деле — вот было время, когда один из обер-прокуроров хотел уничтожить посты, но сего Святейший Синод не допустил. Называют неправильным деянием Святейшего Синода — такие его Постановления, как отлучение от Церкви атеиста графа Толстого, отвержение священников Гапона, Петрова, борьбу Святейшего Синода с сектантами. Но за все это верные чада Святой Церкви должны только воздать Святейшему Синоду хвалу и благодарение, именно за то, что он стоит на страже Православия. <...>»
***
Напоминаем М. П. Р. П. Ц. Правило 30 Святых Апостолов:
«Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним» (I Всел. 4; VII Всел. 3; Лаод. 13).
Умученный большевиками епископ ИПЦ Арсений (Жадановский) «О священстве»
15 июня 202415 июн 2024
4
5 мин
«Священство не есть человеческое учреждение, а Божественное. В самом деле, вчитайтесь во святое Евангелие. Всем людям Христос благовестил. Много за Ним следовало народу, но Он сначала только 12 Апостолов избирает, воспитывает, а затем 70 других, и только этих избранных облекает полномочиями продолжать дело Его.
В первосвященнической молитве Своей Спаситель ясно выделяет благовестников Своего Евангелия и молится за них Небесному Отцу, дабы Он укрепил их на подвиг служения миpy. По Воскресении Своем, являясь Своим Учениками, Спаситель наделяет их особыми дарами благодати.
Так, однажды, явившись к ним, Он им сказал: «примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» (Ин.20:23). Или, другой раз: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19–20). Или: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крест