Найти в Дзене

«Пилите Шура, пилите, они золотые», или Бесконечное строительство Rail Baltica

«Политический хайп» и логистические интересы НАТО

Госконтроль Латвии представил результаты двух ревизий проекта Rail Baltica. Были проанализированы расходы как в целом трёх стран Балтии, так и отдельно Латвии.

Итак, за семь лет расходы на проект возросли вчетверо в масштабе Балтии – с 5,6 млрд евро до 20,3 млрд евро, в Латвии – с 1,97 млрд евро до 9,6 млрд евро. Об этом сообщил на пресс-конференции глава Госконтроля Эдгар Корчагин.

Дальше – больше. По представленным всеми тремя странами Балтии оценкам, для завершения только строительства инфраструктуры Rail Baltica необходимо дополнительно найти 19 миллиардов евро. В частности, на латвийскую часть - 7,6 млрд евро. Это без учёта подвижного состава и расходов на эксплуатацию.

Почему так дорого? С одной стороны, инфляция, но не в таких же пропорциях. Даже золото на бирже не растёт так быстро, как сметы на проект Rail Baltica.

-2

Всё просто. Что касается Латвии, то лоббисты строительных компаний навесили на проект максимальное количество дополнительных функций. Это и красивейшее здание вокзала в Риге, и множество промежуточных станций.

«Проект на 85 процентов финансирует ЕС, Латвия – лишь 15 процентов. Реализуют же преимущественно латвийские компании. Так что Rail Baltica стала прекрасной дойной коровой для латвийского строительного бизнеса и его лоббистов», – отметил в разговоре со мной депутат Сейма Латвии.

«В Латвии прекрасно понимают, что Rail Baltica необходима для военных нужд, а значит, Брюссель будет вынужден раскошелиться в любом случае», – подчеркнул мой собеседник.

И действительно, сейчас в планах НАТО в отношении Балтийского региона есть уязвимое место – снабжение группировки альянса в случае кризисной ситуации.

Разная колея (в странах Балтии до сих пор советская) приводит к тому, что в настоящее время железнодорожные конвои НАТО из Центральной Европы останавливаются на железнодорожной станции Шяштокай, всего в 10 километрах после пересечения польско-литовской границы. Здесь грузы либо загружаются в поезда с колесами для российской колеи, либо выгружаются и впоследствии перевозятся автомобильным транспортом, отмечают латвийские СМИ.

В случае строительства Rail Baltic, изначально рассчитанной на европейскую колею, это проблема решается. Составы с военными эшелонами смогут на всей скорости нестись в страны Балтии.

Так что Брюссель заплатит, но всё-таки надо назначить стрелочника, который ответит за подорожание. И стрелочник был найден. Им назначили бывшего министра сообщения Талиса Линкайтса, который руководил министерством с 2019 по 2022 год. Он уже хромая утка, так как представляет идущую на дно «Консервативную партию». Так что его не жалко.

Сам Талис Линкайтс в интервью TV3 назвал происходящее вокруг Rail Baltica "политическим хайпом" и заявил, что министерство под его руководством регулярно информировало правительство о текущих и реальных затратах проекта, которые в тот момент можно было рассчитать.

Но кто уже Талиса Линкайтса будет слушать? Главное, доложить о виновном в Брюссель, а дальше продолжать доить жирную корову Евросоюза.

Рихардс Винкелис