Начать стоит с того, что изначально эти понятия вообще не имели особых различий. И вообще, отношение ко всему нематериальному изначально у людей было чисто утилитарным.
Жертва этому духу помогла на охоте - ок, значит будем приносить жертвы этому духу. Не помогла? Можно попробовать ещё, а можно и с другим духом договориться. Ну или шамана прибить всем племенем за профнепригодность.
Но. Люди жили лучше, ресурсов становилось больше и некоторые культы получали государственную санкцию, а другие нет. Вот собственно с этого момента возникло то самое разделение религии и эзотерических услуг.
Но есть ли оно сущностно?
Вот возьмём обычную гадалку-эзотерика-энергопрактика.
Человек говорит людям определённый набор слов, доказать который не может.
Использует психологические уловки и совпадения, чтобы обосновать свои слова.
Строит свой авторитет и статус на неподтверждаемых и непроверяемых утверждениях.
Обещает избавить от проблем - часть из которых реальные, а часть вымышленные или непроверяемые.
Получает деньги за трансляцию своих домыслов и исполнение некоего набора действий, который, как считают клиенты, должен им помочь.
Теперь точно так же возьмём обычного священника.
Человек говорит определённый набор слов, доказать который не может. Разница в том, что этот набор слов до него говорило много поколений его коллег по цеху.
Использует психологические уловки и совпадения, чтобы обосновать свои слова.
Строит свой авторитет на непроверяемых и неподтверждаемых утверждениях. И на том, что раньше люди, повторявшие подобные утверждения, имели этот авторитет и статус.
Обещает избавить от проблем - большая часть которых вымышленные и непроверяемые. Однако обещает и избавление от реальных проблем, но не даёт гарантию.
Получает деньги за трансляцию своих домыслов и исполнение некоего набора действий, который, как считают клиенты, должен им помочь.
И вот вопроса в нахождении 10 отличий нет. Есть чуть разные подходы к аудитории, хотя те и другие работают на нашем природном желании халявы.
Гадалка обещает конкретные блага здесь. Священник обещает вечное блаженство там. Ну там, откуда никто никогда не возвращался поделиться впечатлениями.
Гадалка захочет много денег сразу.
Священник будет стараться просто привязать к своей религии и к регулярным походам в церковь. Ну а там, просто по закону больших чисел - пожертвование ты положишь.
Но! Скажу честно, основной гешефт Церковь имеет с государства, потому больше озабочена не сиюминутной отдачей от каждого конкретного прихожанина, а расширением аудитории.
Которой, ну... можно транслировать рекламу той или иной государственной политики, например. И уже не прямо на службе, а в выступлениях официальных лиц Церкви.
То есть, если не поняли.
Гадалка - мелкий одиночный паразит, который старается прямо сейчас взять больше, но сам по себе особой опасности не представляет, кроме как для внушаемых и зависимых людей.
Священник - элемент большого, старого и вполне продуманного паразита. Который не столько стремится к получению непосредственно денег, но к получению власти, а уже через неё - денег. И кроме зависимых и внушаемых людей тут, в зависимости от влиятельности религии, опасность может представлять для каждого.
Но. Фишка в том, что аудитория у них одна и та же.
И истовые верующие, и завсегдатаи эзотериков - это один и тот же психотип.
Люди психологически уязвимые, часто с серьёзными проблемами. Внушаемые. Зависимые от внешнего авторитета. Жаждущие халявы и нежелающие пользоваться мозгами.
Или неспособные ими воспользоваться, поскольку кардинально изменились условия жизни, а мозги были заточены под прежнюю - привет вам из 90-х.
Отсюда и длящаяся тысячелетиями неприязнь.
Гадалки, астрологи, шарлатаны всех мастей искренне не любят религию. Но тихо. Ибо они паразиты мелкие и сделать ничего не могут.
Священники также искренне не любят гадалок и иже с ними. Но, поскольку ресурсов у них больше, то свою нелюбовь выражают намного активнее.
И на костры вели именно священники гадалок, а не наоборот.
Просто целевая аудитория одна и та же. Люди, на которых можно успешно паразитировать. Которые готовы верить домыслам и надеяться на чудо.
И борьба между религией и эзотерикой - это, ни в коем случае, не борьба добра со злом. Это просто внутренняя конкуренция паразитических сообществ.
Которые ничего не производят. Которые ничем не могут подтвердить свой статус и свои притязания. Которые просто снабжают людей порцией домыслов - о мире, о людях, о невидимом.
И разница с теми же писателями-фантастами, которые, по-хорошему, зарабатывают тем же самым - что и религии, и эзотерики утверждают, что их домыслы верны и правдивы. А фантасты просто нас развлекают своими идеями и образами.
P.S. То, что не могу сказать здесь, я говорю на ТГ-канале НЕдуховный наставник.
Мои статьи на ту же тему:
Начинают со лжи и заканчивают насилием. О том, как на религию влияет её авторитет в обществе.
Бесстыдная ложь. О том, почему религиозные аргументы многим кажутся такими убедительными.
Клиническая смерть. О банальном и очевидном противоречии данного состоянии и связанных с ним домыслов.