Дуб.
Дуб также является символом внутренних перемен в главном герое. Когда Болконский едет в Отрадное, дуб предстает перед ним как
«старый, сердитый и презрительный урод... Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».
Разочарованный в жизни Андрей видит в этом дереве себя и начинает думать, что «тысячу раз прав этот дуб» и что он сам «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Однако, возвращаясь обратно от Ростовых, герой видит то самое дерево, но уже преображенным, без «корявых пальцев, болячек, старого горя и недоверия». Дуб становится символом возрождения князя, отмены старых позиций: «жизнь не кончена в 31 год».
Поездка в Отрадное.
Следующим духовным этапом становится поездка Андрея в имение Ростовых в Отрадное. Именно там впервые он видит Наташу, которая станет причиной его внутренних перемен. Болконский замечает, что
«эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной...веселой и счастливой жизнью».
Ему становится больно оттого, что его не замечают, ведь внутри своей души он все еще хочет ощущать собственную важность в этом мире, несмотря на личное угасание и разочарованность. Он начинает спрашивать себя: «о чем думает» Наташа и «чем она счастлива». Весь его внутренний монолог пронизан вопросами, которые вызывают в нем тревогу и напряженность. В этот момент мировоззрение Андрея, с потерянными ориентирами и жизненными ценностями, и мир Наташи, полный гармонии и счастья, впервые сталкиваются.
Лунная ночь.
В эпизоде «звездной ночи» в комнату Андрея, раскрывшего оконные ставни, врывается лунный свет так же, как и новый этап в его жизнь. Свет в этом моменте играет важную роль. Так, Наташа, любуясь красотой ночного неба, раскрывается как добрый и чуткий человек, способный замечать красоту и искренне ею восхищаться:
«Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!»
В кульминационном порыве чувств героиня даже готова полететь, как и ее душа: «подхватила бы себя под коленки...и полетела бы».
Восхищение Наташи вызывает в душе Болконского «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Эта ночь дала ему толчок для внутреннего обновления: впервые спустя долгое время в нем зарождаются светлые надежды на лучшую жизнь.
Вскоре Болконский понимает, что испытывает чувства к Наташе.
«Никогда не испытывал ничего подобного, — признается он Безухову. — Я влюблен, мой друг».
В ней Андрей находит идеал подлинной искренности чувств, непосредственности и внутренней красоты. Весь мир разделился теперь для него на две половины:
«одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там уныние и темнота».
Но, несмотря на сильные чувства, Андрей поступает достаточно жестоко и фальшиво с Наташей, расставаясь с ней на год, чтобы проверить силу ее любви. Подобно старику без порыва чувств он выносит ей этот приговор. Наташа, не справившись с этим испытанием, предает Болконского и совершает попытку бегства с развратным Анатолем Курагиным, что становится сильным ударом для князя. Разочарование в любимой и жажда мести мучают Андрея. Вместе с разочарованием приходит ощущение, что жизнь окончательно разрушена.
Смерть Болконского.
Заключительным духовным этапом пути для Андрея становится его ранение на Бородинском сражении и дни угасания после него. В это время он чувствует в своём сердце христианскую любовь к людям, он прощает Анатоля и Наташу, потому что к нему приходит понимание восприятия простоты жизни.
Андрей Болконский покидает этот мир в полной гармонии с людьми и с самим собой:
«он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его».