Найти тему
Книгиня Дочитаева

П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»: сборник удивительных историй о простых крестьянах, их трудолюбии и уральской фантасмагории

Обложка моего сборника
Обложка моего сборника

Если меня вдруг кто-то где-то когда-то внезапно спросит, где ж найти таких людей, которые и работать будут превосходно и с удовольствием и жаловаться на тяготы труда и маленькую зарплату не станут, я отвечу – в сказах П.П. Бажова.

Читая эти самые сказы, просто невозможно не восхититься трудолюбием и упорством простых заводских уральских рабочих, живших во времена крепостного права и, соответственно, не получавших за свой непосильный труд практически ни гроша. Но с каким же энтузиазмом и воодушевлением все эти люди проходят путь от простого мальчика (реже девочки) - ученика до подлинного мастера горняцкого дела.

Признаюсь, читала я бажовский сборник долго. Месяца, наверное, 2,5. И это несмотря на то, что книга мне понравилась. Первые 2/3 сборника, там, где П.П.Бажов описывает фантастические встречи горняков с Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-Поскакушкой и другими персонажами уральского заводского фольклора, а потом начинаются уже более реалистичные рассказы о том, как тот или иной человек достиг невероятных высот в своем мастерстве благодаря упорному труду, читать очень увлекательно и интересно. Тут и красочное описание быта заводских людей, и живо прописанные характеры героев, и волшебство уральских рабочих легенд. На самом деле, мне даже трудно передать свои впечатления именно от этих сказов. Настолько они кажутся необычными на фоне большей части мною когда-либо читанного.

Необычными чем, спросите вы. Отношением главных героев к труду в частности и жизни вообще.

Для начала, думаю, не лишним будет упоминуть, что П.П.Бажов по своей натуре был всецелым сторонником социализма. В Гражданскую войну Павел Петрович сражается на стороне красных, активно участвовал в партийной просветительской работе населения. После войны Бажов достаточно длительное время (семь лет) работал в свердловской "Крестьянской газете". Будучи корреспондентом, он ездил по уральским деревням и заводам, публиковал очерки и статьи о становлении посреволюционного быта.

Старики-рабочие рассказывали тогда ещё будущему писатель множество народных историй, различных заводских легенд и преданий. Помимо чудного, откровенно выдуманного, были в этих рассказах, конечно, и пропущенные через призму народного восприятия исторические факты, и подлинный дух простого уральского заводского люда. Все это стало поистине неиссякаемым источником вдохновения для такого талантливого рассказчика и писателя как П.П.Бажов. Так потихоньку и начал формироваться знаменитый сборник горноуральских сказов "Малахитовая шкатулка".

Вернёмся же теперь к обсуждению того, ради чего, собственно, я все это и пишу, - к сказам. Что же в них такого особенного? Ну, кроме, разумеется, того факта, что они именно бажовские, а не чьи-то ещё...

Такие сказы были в моем сборнике. Содержание может различаться в зависимости от издания
Такие сказы были в моем сборнике. Содержание может различаться в зависимости от издания

Итак, я уже отмечала, что П.П.Бажов искренне приветствовал социализм, и это, собственно, нашло определенное отражение в его творчестве. Герои его рассказов – честные труженики, находящие в своем труде радость и желающие совершенствоваться. Также стоит отметить, что это не обыкновенные болванчики-ремесленники, а люди с выдумкой и творческим подходом, обладающие невероятной смекалкой, силой духа и умением преодолевать любые жизненные невзгоды. В какой-то степени персонажей бажовских сказов можно даже назвать советскими супергероями. Только их главная суперсила не в умении стрелять лазерами из глаз и не в способности поднимать многоэтажные дома одной рукой. Сила персонажей П.П.Бажова в их способности достигать совершенства во всем, к чему только прикасается их рука. Да, представьте себе, не все супергерои носят плащи…

Но вершины мастерства можно достичь только в том случае, если будешь упорно сосредотачиваться на каком-то одном направлении, а не распыляться во все стороны разом. Так, например, главный герой сказа «Живинка в деле» Тимоха захотел обучится всем на свете ремеслам и достичь в них невероятных высот. Увы, не получилось. Научился-то многому, а вот вершины в деле достичь оказалось непросто. Пошел как-то Тимоха к углежогу деду Нефеду на обучение. Все вроде выучил, а толку нет. Почему нет? Почему старый дед лучше него, молодого, все делает? А секретик прост оказался: дед всю свою жизнь мастерство в своей работе оттачивал, придумывал новые способы обработки. Вот и Тихому старик Нефед стал учить тому, чтоб «не к низу глядеть – на то, что сделано», а «кверху – как лучше делать надо». «Живинка» в каждом деле должна быть, творческий подход, то есть.

Даже забугорные мастера у Бажова не могут достичь такого уровня профессионализма, как простые необразованные русские крестьяне. И опять-таки вся соль ситуации происходит именно потому, что в отличие от всяких немцев-французов, которые делают свою работу строго из правильных представлений буквы инструкции, простой русский мужик творит по наитию, по вдохновению, по тому, как его природа научила. У простого уральского рабочего всегда на уме своя выдумка имеется.

Творчество – процесс активный. Мастер всегда должен стремиться к большему, никогда не терять интереса к познанию нового и самосовершенствованию.

В этом-то обыкновенно и заключается основа драматического сюжета подавляющего большинства бажовских сказов. Противостояние самому себе в стремлении достичь максимума в собственном мастерстве, ну и, как следствие, противостояние враждебной действительности (барину, неведомой силе, другим мастерам), которые в безусловном мастерстве главного героя, собственно, сомневаются. Вся эта концепция нашла яркое отображение в таких сказах, как «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Железковы покрышки».

Таковы сказы о горных мастерах: камнерезах, чеканщиках, медеплавильщиках и т.д. Именно в них П.П.Бажов знакомит своего читателя с образами Малахитницы (Хозяйки Медной горы) и ее слуг – ящерок, а также учеников – горных мастеров.

Но не мастерами едиными богат сборник «Малахитовая шкатулка». В условно второй части на смену рукастым мастерам приходят старатели. Те самые люди, способные горную породу не просто обработать, а добыть, у кого глаз особо наметан на всякое добро и про кого иные имели обычай говорить будто он знается с «тайной силой», «пособников имеет», «словинку знает» и т.д.

В старательских сказах герой-рассказчик уже как будто сам знает, что мешает реальность с выдумкой. Ну, знаете, как это бывает? Вот вроде и говорит человек правду, но в то же время умело сочетает ее с вымыслом. И так выходит, к примеру, что в сказе «Приказчиковы подошвы» приказчика по прозвищу Северьян-убойца и его сотоварищей под обвалом погребла мифическая Малахитница, которой очень не понравилось самоуправство над горняками. Но внимательный читатель, естественно, сразу поймет, как тут дело обстояло в действительности.

Аналогичным образом дела обстоят в сказе «Огневушка-Поскакушка». Не то, чтобы сказочная девочка реально спасла заплутавшего в лютую стужу мальчугана Федюньку. Просто парнишка очень удачно нашел в сугробе старую лопату и не растерялся, сразу начал ею работать, таким образом он не замерз и сумел выбраться из леса.

Кроме всего прочего старатели, находя несметные богатства из недр земли, никогда не берут из нее больше, чем им нужно для минимального комфорта жизни. И это несмотря на то, что им, зачастую, помогают тайные силы. Но жажды сказочной наживы у героев бажовских сказов нет вовсе. Об этом повествуют, например, такие сказы как «Ключ земли», «Змеиный след», «Серебряное копытце» и ряд других.

Далее мы плавно переходим к третьей части сборника «Малахитовая шкатулка». На мой субъективный взгляд, самой скучной и неинтересной. Здесь П.П.Бажов все также продолжает рисовать перед читателями удивительные картины жизни уральских рабочих, но… Вот тут и проявляется это самое откровенно раздражающее «но». Здесь Бажов уже окончательно скатывается в пропагандистское русло. Роль магического покровителя в этих сказах на себя начинает примерять никто иной как сам товарищ Ленин.

Да, мастера по-прежнему невероятно искусны. Главный секрет мастерства раскрыт – это опыт народа, неустанный труд множества умельцев, - вот движущая сила человеческой истории. Потрясающе! Но, елки-иголки, уберите вы этого гражданина Ленина. Он тут явно чужой среди своих. Сказы хорошие, персонажи, как и всегда, достойны восхищения, а Ленин – местный Иисус Христос, честное слово…

Читали ли вы сказы П.П.Бажова? какие понравились больше всего? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!