Понятие «святой» в нашем языке и культуре исходит к авраамическим традициям. До прихода христианства, в автохтонных традициях наших земель такое понятие отсутствовало. «Автохтонный», кстати говоря, это научный термин вместо уничижительного «языческий», данного идеологами авраамических традиций всем иным (кроме себя).
Слово «святой» в русском языке- это перевод слова из первой (по хронологии) авраамической книги- Торы. В оригинале там слово «кадош», что буквально значит «отделённый», «иной».
В последствии возникли наслоения и интерпретации, но для аутентичности, безусловно, следует сохранять первозданное значение.
Для нас, как представителей философского мировоззрения, недопустима как подмена понятий, так и низведение объективных явлений до субъективных. В современном обществе мы можем наблюдать, как первое искажение реализуется в виде интерпретации предмета рассмотрения акцидентально- тогда это- тривиально «очень хороший человек», причем его «хорошесть» понятна и близка обывателю. Во второй ситуации, общественные институты- церкви берут на себя миссию назначать какую- то личность «святой». Оба этих варианта ничтожны в сравнении с верифицируемым способом определения святости.
Итак, если человек в состоянии продемонстрировать свою отдельность, то он и есть «святой». От чего же следует быть отдельным, коль скоро это слово употребляется само по себе, то есть без указания от чего именно и тем более для чего нужно быть отделенным? Стоит оговориться, что мы рассматриваем данный термин в контексте одушевленных явлений, а именно только человека, а не предметов материального мира, общественных организаций и проч. Самой предельной дефиницией для определенного человека, в контексте рассматриваемого вопроса, безусловно, является он сам.
Таким образом, всякий человек способный продемонстрировать свою отдельность от самого себя, то есть от того, что считается им самим- его физического тела, и есть «святой». Значит, необходимое и достаточное условие святости- приобретение способности пребывать и быть воспринимаемым в месте, отличном от того, где в настоящий момент расположено его материальное тело.
Является ли святость- общечеловеческой ценностью или это ценно для деятелей в рамках авраамических культов?
Невооруженным глазом видно, что всякая личность, сформированная в современном обществе стремиться считать себя особенным.
На наш взгляд, корнем стремления к утверждению собственной уникальности как раз и является императив достижения святости. Поэтому святость, в своем истинном смысле- есть общечеловеческая ценность.