Европейская комиссия и Казахстан запустили Координационную платформу Транскаспийского транспортного маршрута (ТМТМ или Middle Corridor), также известного как «Срединный коридор».
- Это стало результатом договоренностей, достигнутых на форуме инвесторов Global Gateway по транспортному сообщению между ЕС и Средней Азией, который прошел в Брюсселе в январе 2024 года.
- Коридор пролегает из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в страны Европы в обход России. Предусмотрено и ответвление в Турцию с продолжением коридора на европейский континент.
- Как сообщает пресс-служба министерства транспорта Казахстана, новая платформа будет работать над тем, чтобы превратить ТМТМ «в мультимодальный и конкурентный маршрут, связывающий Европу с Азией за 15 дней или менее». На модернизацию и улучшение инфраструктуры выделяется 10 миллиардов евро.
Но сразу стали проявляться важные нюансы. Первый. Официальные СМИ Казахстана сообщали, что мероприятие с запуском Координационной платформы (КП) прошло «с участием представителей стран Центральной Азии и других стран, расположенных вдоль коридора».
Но министр транспорта Казахстана Марат Карабаев говорил только о том, что «к работе (а не на открытие КП) приглашены наши партнеры из Азербайджана, Армении, Грузии, Турции, а также международные финансовые институты».
В то же время сообщается, что «все государства Средней Азии, за исключением Туркменистана, делегировали на этот форум министров».
Турция же вообще не получила официальное приглашение, в связи с чем официальный представитель Анкары заявил, что «реализация ТМТМ без Турции невозможна». Нет, возможна, если речь вести о запуске только второй ветви МТК через Азербайджан и Грузию с выходом на Черное море, а не Турцию.
Ранее об этом маршруте много говорили и лидеры Казахстана, Азербайджана и Турции в связи с осложнением транзитных перевозок через Россию после начала специальной военной операции России на Украине.
Но в настоящее время полным ходом идет возведение казахстанского терминала в грузинском порту Поти. Да и участие Армении в этом проекте возможно только при подключении к ТМТМ так называемого «Зангезурского коридора», что в обозримом будущем пока не видится возможным из-за отсутствия соответствующих договоренностей между Азербайджаном и Арменией.
- Второй нюанс. Все понимают, что реализация проекта «Срединный коридор» во всех его вариациях — торговля с геополитической подоплёкой. Перемены в системе региональных коммуникаций по схеме Китай — Средняя Азия заточены под Европу. В то же время США, объявившие Китай своим «главным врагом», будут стремиться максимально отдалить среднеазиатские страны от Китая.
- Но сначала они предлагают им альтернативные европейские экспортные рынки, чтобы те не полагались на Россию, подталкивают их в сторону Китая через транзитные коммуникации, а затем станут «рвать» Китай.
- Об этом, кстати, откровенно пишет американское издание National Interest, утверждающее, что «Средний коридор как альтернативный маршрут для цепочек поставок из Китая в Европу позже превратит Среднюю Азию в потенциальный театр военных действий, когда США начнут „игру“ в Синьцзянском регионе Китая, или Восточном Туркестане».
Потом, как недавно предупреждал лидеров Средней Азии заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин, «Запад, достигнув своих целей, сменит власти в странах региона посредством цветных революций».
Но главное сейчас для США найти прочную точку опоры в Средней Азии. Из всех стран региона ставка делается на Казахстан, где и состоялась презентация Координационной платформы ТМТМ, и который будет использоваться в качестве основного регионального транспортного узла. США отрабатывают новый стратегический подход «к сердцу Евразийского континента», где они имеет пока гораздо меньшее влияние, нежели Москва, Пекин и Брюссель.
Даже несмотря на то, что США, не проявлявшие прежде особого экономического интереса к странам региона, всегда выделяли Казахстан. В республике прочно укрепились нефтегазовые компании, такие как BP и Chevron.
Этот фактор особо выделяет посол ЕС в Казахстане Кестутис Янкаускас, отмечая, что сейчас большинство наземных грузов между Китаем и ЕС идет транзитом через Казахстан, и что между сторонами и существует Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое обеспечивает правовую основу для сотрудничества по 29 направлениям.
В то же время США и ЕС никогда не станут для Казахстана и других стран региона внешнеторговым партнером уровня Китая и России.
- Поэтому они будут стремиться к «геополитическому реваншу» иными средствами через диалог с политическими и бизнес-элитами и механизмов «мягкой силы», играя на геополитических амбициях Казахстана, его стремлении иметь противовес влиянию Китая и России и сохранять баланс в своих отношениях с крупными державами.
- Это вынуждает Китай и Россию действовать более осторожно, тем более, что для разных участников проекта ТМТМ его значение различно. Казахстан имеет северный, и срединный, и южный маршруты. Азербайджан — еще российский проект «Север-Юг».
Они могут в случае чего вовремя соскочить. Что касается Китая, то у него выбор значительно шире даже в случае, если США удастся осуществить в Средней Азии проект «С5+1». В ответ Москва, конечно, может использовать свои конкурентные преимущества, развивая международный транспортный коридор «Север-Юг», который свяжет Россию, Азербайджан, Иран и Индию.
Но все пока играют втемную. Кульминацией усилий Брюсселя по развитию проекта ТМТМ должен был стать первый официальный саммит «Европейский Союз — Центральная Азия». Изначально анонсировалось, что саммит должен был состояться в апреле 2024 года в Ташкенте. Но, как полагают аналитики, этого не случилось из-за давления, которое Москва оказывала на государства Средней Азии.