Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.
ФРИДЛАНДСКИЕ ВОРОТА (нем. Friedländer Tor, совр. адрес: ул. Дзержинского, 30) впервые были построены в рамках работа по Первому вальному обводу XVIIвека. Тогда пропускной пункт стоял северо-восточней, ближе к реке Прегель. Новые ворота возвели к 1862 году. Их архитектор официально не установлен, но по стилю специалисты полагают, что это был либо сам Штюлер, либо его ученики. Это были последние ворота, возведённые в рамках Второго вального обвода.
Согласно основной версии, название ворот связано с Фридландом (совр. Правдинск), т.к. они стояли на дороге, ведущей в этот город. В одной из польских книг я нашёл несколько более расширенную историю. Якобы, между авторами фортификационного проекта разгорелся спор относительно выбора имени. Дело в том, что в те времена дорога, которую перекрывали ворота, вела не только во Фридланд, но и в Бартенштайн (совр. Бартошице). Даже наименование у тракта было двойное - Бартенштайн-Фридландер (нем. Bartenstein-Fridlander). С точки зрения экономического веса и численности населения, название в честь Бартенштейна выглядело куда логичнее, но выбор был сделан всё же в пользу Фридланда. По всей видимости, повлиял тот факт, что при Фридланде произошло легендарное сражение армий Беннигсена и Наполеона в 1807 году.
Со стороны города неоготический кирпичный фасад ворот разделён пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, выступающими над декоративным парапетом с зубцами. Проезды, окна и двери ворот выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами. Поверхность фасада имеет кирпичную «сетку», представляющую собой ромбический орнамент, выложенный кирпичом иного цвета. По центру располагалось два центральных проезда (ширина – 4,39 м, высота – 4,24 м). По краям – казематы с окнами, ружейными и пушечными амбразурами. С внешней стороны дорога шла через мост над искусственным озером.
Все ворота были лишь частью фортификации, а не самостоятельным элементом. Главной защитой Фридландских ворот являлся бастион «Прегель». С внешней стороны ворот имелась искусственная роща, которая направляла неприятеля не напрямую ко входу, а вдоль бастиона, где его встречала мощная артиллерия. Если пехота пробиралась через небольшую чащу, её встречала двойная кордегардия с большими стенами и бойницами. Если враг справился и с этим препятствием, то ему предстояло, под огнём из бастиона, выбить массивные дубовые, да еще и обитые железом, двери. Удалось? Если и этот этап пройден, то изнурённого и уже значительно потерявшего в численности нападавшего, встречал финальный оборонительный эшелон – артиллерийские казармы. Те самые, часть которых в новейшей истории ещё стояла на проспекте Калинина напротив ворот, но по решению городской администрации были отданы под коммерческую застройку.
Вообще изначально казармы, конюшни для обозных лошадей, манеж, учебно-тренировочные базы и склады артиллерийского полка и вспомогательных подразделений располагались вдоль всего южного оборонительного вала. Даже улица называлась Артиллериештрассе (нем. Artilleriestrasse). Сейчас её на калининградской карте не найти, т.к. после 1945 года разрушенные строения разобрали, вместо них построили новые, но расположили не параллельно дороге, а перпендикулярно. Таким образом, проходила она между современными улицами Богдана Хмельницкого и Ольштынской. По её центру находился большой тренировочный плац, который после Первой мировой войны стал площадью Зольдауэр. По всей видимости, в память о немецко-тевтонском городе Зольдау (совр. Дзялдово, Польша), который согласно Версальскому мирному договору отделили от Веймарской республики в пользу Польши. Всё по тому же документу, на Пруссию накладывались серьёзные военные ограничения. Гарнизон резко сокращается, отпадает потребности в большом количестве казарм, которые сносят, а на их фундаментах возводятся многоквартирные дома для семей государственных служащих и сдаваемые в аренду. Многие из этих построек сохранились, а по их расположению на карте можно различить изначальную «милитари» планировку улиц. Например, приглядитесь к комплексу строений в прямоугольнике современных Ленинского проспекта, улицы Ольштынской, переулка и проспекта Калинина. Ранее здесь были конюшни с открытым манежем.
На улице Богдана Хмельницкого можно увидеть даже сохранившееся здание казарм - четырёхэтажный на цоколе краснокирпичный дом с современным номером 25, построенный в стиле неоготики в 1881 году. Это были казармы Первого интендантского (обозного) батальона с манежем. С 1919 года внутри функционировала Полицейская школа и участок. После войны здание лишилось высокого фронтона на южном фасаде, а красивая стрельчатая арка проезда была заменена на прямоугольную форму. Помещения передали общежитию судостроительного завода «Янтарь», а там, где раньше объезжали лошадей, открылся спортзал «Труд» (сегодня - СШОР по спортивным единоборствам имени олимпийских чемпионов Анатолия и Сергея Белоглазовых).
Возвращаемся к воротам…
Обязательная для всех городских ворот историко-просветительская миссия переносила горожан в эпоху Тевтонского ордена, напоминая о его первых шагах, а также событиях, приведших к его краху. С двух стороны ворот разместились статуи, изготовленные скульптором Вильгельмом Людвигом Штюрмером.
Въезжающего в Кёнигсберг путника встречала статуя 15-го Магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена, который ассоциируется с началом рассвета рыцарского государства в прусских землях. Это при нём в 1309 году столицей Ордена становится Мариенбург (ныне польский Мальборк), макет Среднего замка которого скульптор разместил в руке магистра.
С высоты Фридландских ворот за Кёнигсбергом присматривал образ комтура (управляющего) замка Бальга Фридриха фон Цоллерна. Он был знаменосцем (поэтому у скульптуры в руках флаг) во время Грюнвальдского сражения 1410 года, которое Тевтонский орден проиграл, с чего начался его закат. Фридрих оказался одним из немногих главнокомандующих, выживших в той битве.
В начале XX века ворота теряют военное значение и вместе со всеми прочими элементами Второго вального обвода оказываются проданы военным министерством муниципалитету Кёнигсберга. Тогда же через них прекращается движение, т.к. после удаления ненужного вала транспортная артерия (нынешняя улица Дзержинского) прокладывается сборку от ворот.
Во время Второй мировой войны на валу ворот размещалась зенитная установка, поэтому при штурме города строение получило повреждения, скульптура Фойхтвангена стояла без головы, а смотрящий на город Цоллерн бесследно исчез уже в послевоенные годы.
В 1950-1960-х годах исторический памятник использовался как овощехранилище, затем пустовал.
В конце 1980-х годов в парке «имени 40-летия ВЛКСМ» (совр. «Южный парк») при очистке прудов было найдено много старых предметов. Они являлись основой коллекции музея, официально созданного в воротах в 2002 году. Тогда он начал работу как отдел парка. В тот же период кирпичом заложили проходы, что позволило использовать внутреннее пространство в качестве залов. Статус самостоятельного учреждения культуры был получен через шесть лет.
В 2005 году реставрационная мастерская «Наследие» из Санкт-Петербурга на средства, выделенные Министерством культуры Федеративной Республики Германия, восстановила скульптуру Фойхтвангена. В 2007 году Фридландские ворота получили статус объекта культурного наследия регионального значения. В следующем году на прежнее место вернулась воссозданная статуя Цоллерна, которую изготовили в рамках межправительственного соглашения в области культуры между РФ и Германией. Капитальный ремонт фасада производился в 2020-2021 годах.
Упомянутый выше музей, имеющий одноимённое с воротами название, выделяется на фоне прочих, т.к. применяет разнообразные приёмы построения экспозиций, за что был отмечен во всероссийском конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», уступив первенство лишь Третьяковской галерее.
Сегодня внутри Фридландских ворот действуют постоянные экспозиции с большим тематическим разбросом. Здесь вы познакомитесь с историей города от эпохи рыцарей до первых советских переселенцев, а если и этого будет недостаточно, то раз в неделю можно прокатиться по городу на «Музейном трамвае» - идея, реализованная музеем «Фридландские ворота» совместно с МКП «Калининград-ГорТранс».
◆◆◆
ЛУГОВОЙ ФРОНТ (остров Октябрьский) – условный ещё один фронт Второго вального обвода Кёнигсберга, который так и не был до конца реализован. Фортификация острова Ломзе должна была замкнуть оборонительное кольцо города. На момент работ по обводу остров был заселён лишь в незначительной западной части, а остальное пространство являлось сильно заболоченным и непригодным для жизни.
По проекту обвода было решено в необжитой части проложить мощный земляной вал со рвом от одного рукава Прегели до другого, и установить четыре равелина. Но, в процессе было принято решение заменить последний на менее финансово затратный полевой люнет по центру.
Таким образом, к окончанию работ удалось замкнуть обвод на участках от бастиона «Прегель» до бастиона «Литва».
Сегодня те вальные укрепления мы не увидим, но точно можем определить крайнюю точку – построенный к Чемпионату мира 2018 года стадион «Калининград» стоит аккурат у восточной границы вала и рва, а если со стороны сектора B выйти на Солнечный бульвар, то мы окажемся в том месте, где ранее стоял люнет.
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws