Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Как финны избавляются от пней на участке по методу Карла Маннергейма и почему в России так вряд ли получится

Фото автора
Фото автора

Сначала анекдот в тему:

Сидит Буратино в центре вырубленной лесополосы на самом большом пне и плачет. К нему подходит Лиса Алиса и Кот Базилио:
- Ты чего Буратино плачешь? Пять золотых монет жалко?
- Да нет! Сколько братьев полегло!

До определённого момента я не мог понять, почему люди в России так сильно интересуются вопросом удаления пня со своего участка.

Наивный!

Когда участок под дом новый, без деревьев и старых насаждений или с одними только кустарниками, никаких вопросов выдернуть что-то из земли-матушки при помощи силушки богатырской просто нет.

Но как только у меня в собственности появился старый участок с несколькими здоровенными пнями, оставшимися от предков Буратино, я понял что моя силушка совсем не богатырская, и до уровня Ильи Муромца или на худой конец Алёши Поповича мне не накачаться даже компрессором.

Хотя начиналось всё вполне оптимистично. Вооружившись ломиком, топором и лопатой я принялся окапывать пень по кругу. Ну, думаю, сейчас окопаю, потом ломиком и всех дел на 10 минут.

Да ЩАЗЗЗ!

С одним пнём я провозился почти 4 часа.

Со вторым столько же, третий, от старой огромной сосны, занял у меня почти полдня. Два полных дня на удаление, потом день рубил, пилил и сжигал. И это ещё легко отделался!

После этого стало понятно, почему вопрос дезинтеграции пней один из самых больных для всех русских людей.

Между тем этим вопросом мучились и мучаются не только русские, но и наши близкие (и не очень) соседи. Причём иногда это мучение принимало очень жёсткую, можно даже сказать, суровую форму, как, например, в случае с Карлом Маннергеймом.

А страдал он вот из-за чего.

Фото автора
Фото автора

В начале 30-х годов между СССР и финнами отношения стали настолько напряжёнными, что их можно было резать ножом как масло и намазывать на хлеб. Антироссийской истерии активно помогали Бельгия, Англия, Германия, Франция. Было решено организовать на Карельском перешейке между Ладожским озером и Финским заливом линию укреплений: 135 км в длину и 95 километров в глубину.

Землю рыли как в фильме "Дрожь земли", окопы, доты, дзоты, подземные бункеры, настоящие подземные города, колючая проволока, мины, простреливаемые поля. Для того, что бы всё это появилось, потребовалось убрать всего ничего: 297.000 пней.

ДВЕСТИ ДЕВЯНОСТО СЕМЬ ТЫСЯЧ ПНЕЙ!

Даже если каждого финна снабдить ломиком, лопатой и топором без навыков Иль Муромца или хотя бы Соловья Разбойника (по сказкам он калымил на лесоповале) то на уборку родственников Буратино у них ушло бы 70 лет.

Они справились в 20 раз быстрее!

Как?

Воспитанник русской школы военного искусства, волею судьбы оказавшийся по ту сторону, применил очень нестандартный подход к избавлению от пней: специальные мини-тротиловые шашки.

-3

Путём нехитрых экспериментов было точно установлено, что для полного выкорчёвывания пня достаточно одной тротиловой шашки весом 75 грамм. При её взрыве получается... совсем даже не взрыв, а скорее небольшой хлопок, дело в том, что "фугасность", то есть раздирающая сила у тротила не очень высокая.

Финны валили дерево и увозили его по своим нуждам, а с пнём расправлялись очень просто: в здоровенном пне делали два пропила крестом, причём старались пропил посередине сделать поглубже. И ровно в самый центр, там, где соединялись пропилы, клали мини-шашку.

Хлопок раздирал пень на 4 части.

Корни не давали отправиться этим частям в ненужном направлении, зато потом было очень легко их отрезать и уволочь корягу куда нужно.

Благодаря этой "находке", со всем этим диким количеством пней финны справились за 3 года.

Как мы все знаем, линию Маннергейма наши всё-таки взяли. Неприступной она оказалась только на бумаге, однако способ избавления от пней не пропал, его до сих пор используют. В финских охотничьих магазинах и сегодня продаются мини-шашки, которые можно вполне легально купить и провести скоростное четвертование пня...

-4

То есть, не нужно копать, сжигать, искать селитру, бить ломом или топором, тратить несколько дней на тяжёлую и бессмысленную работу... сделал пропилы, положил шашку и всё... хлопок и увози четвертинки на помойку или сжигай в камине.

Как вы уже понимаете, тротил в России... за попытку найти или провезти такую "шашечку" хлопок будет не в пне, а в дверях камеры.

Однако тротиловые шашки часто используют промышленные подрывники, сотрудники МЧС, горняки, дорожники, то есть люди с допуском.

И иногда... возникает необходимость провести корчевание.

В 2000 году довелось мне одно лето провести в окрестностях Питера в карельской тайге. Среди лесов и болот находилась база лесовозов. Ровно посередине базы стоял огромнейший пень в пару обхватов. Чем его только не поливали, как только не пытались вытащить из питерской земли. Клал он свои корни на все людские попытки.

Однажды, когда на базу пришла новая техника - тягачи Вольво, один из тягачей замял бампер об этот мега-пень. Нервы хозяина не выдержали, и он решил поступить радикально.

-5

Вызвал знакомого, бывшего промышленного подрывника, у которого в хозяйстве совершенно случайно завалялся ящичек с шашками. Тот осмотрел объект будущей дезинтеграции:

- Плёвое дело! Копай под пень яму.

Мужики взяли перфоратор и забурили прямо под пень длинный шурф. Подрывник взял шашку помощнее грамм на 500, зарядил, закинул под пень, отошёл и нажал на кнопку...

Вместо ожидаемого хлопка... что-то пошло не так.

Шарахнуло дай боже!

Пень неожиданно не дезинтегрировало на кусочки... его просто-напросто вырвало из земли и он, описав пологую дугу, приземлился даже не на крышу, а сразу в кабину одного из новёхоньких грузовиков, который предусмотрительно поставили ЗА забором базы. Непередаваемые на великом и могучем русском литературном идиоматические выражения руководства базы было слышно километров на 15 в округе.

-6
Леса
8465 интересуются