Найти в Дзене
РЦБ для квалов

"Серая" аллокация при IPO с переподпиской

От коллег на рынке узнал, что многие брокеры (в частности, банки) предлагают своим вип-клиентам повышение аллокации при IPO с большой переподпиской (т.н. "горячих" IPO). А таких в последнее время было не мало, достаточно вспомнить ПАО "Астра Групп", ПАО "Совкомбанк" и ПАО "Диасофт".

Кратко опишу суть схемы. "Обычные" инвесторы подают поручение на участие в IPO своему брокеру, тот выставляет заявки на биржу, таким образом формируется книга заявок. Если спрос превышает предложение - это называется переподписка. Например, книга может быть переподписана в 20 раз, это значит, что при пропорциональном исполнении заявок инвестор, подавший заявку купить на 1 млн руб., получит акций по цене размещения только на 50 тыс. руб.

Однако брокеры, видя существенную переподписку предлагают вип-клиентам докупить акции по цене размещения уже после закрытия книги заявок и запуска биржевых торгов. Контрагентом клиента выступает сам брокер, например в режиме торгов РПС с ЦК. Поскольку из-за неудовлетворения всего спроса на акции наблюдается повышенный спрос уже на биржевых вторичных торгах, акции быстро растут в цене, и клиенты могут быстро получить почти безрисковую прибыль.

Откуда акции у брокера? Он также участвует в IPO (или участвует "операционная" компания в его интересах), подает заявку в книгу, но после ее удовлетворения не оставляет акции себе, а сразу перепродает своим клиентам. Поскольку брокер может использовать деньги своих клиентов (банки тем более), то для него это как правило бесплатная операция.

Участие брокера со своей позиции в IPO приводит к дополнительной переподписке и ухудшает коэффициент удовлетворения заявок для всех инвесторов. Тут есть очевидный конфликт интересов, и добросовестный брокер должен уведомлять о нем своих клиентов. На практике ни у кого не видел подобных уведомлений.

В международной практике такие схемы уже давно существуют и признаны скорее недобросовестными. Пример - spinning in a hot IPO.

Конечно брокеры не богадельня, и их цель зарабатывать прибыль, поэтому они заинтересованы расположить к себе клиентов пожирнее, предложив им более выгодные условия обслуживания. Но как-то эта практика "режет глаз", с ней явно нужно наводить порядок. Например, раскрывать всем клиентам критерии, которым надо удовлетворять, чтобы брокер предложил тебе повышенную аллокацию. Тогда хотя бы ситуация будет прозрачнее.

-2