Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Второй вальный обвод Кёнигсберга (часть 11): Бранденбургский фронт – Бранденбургские ворота, бастион «Бранденбург».

Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.

БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА (нем. Brandenburger Tor, совр. адрес: ул. Багратиона, 137), в современном Калининграде расположенные в районе Южного вокзала, в точке, где улица Багратиона трансформируется в улицу Александра Суворова, впервые были построены в 1657 году. Тогда они представляли собой простые деревянные опоры с установленной поверх крышей, врезанные в земляной вал. Перед воротами располагался ров с водой, через который перекинули разводной мост.

Ворота прикрывали вход в город с юго-западного направления, которое считалось главным, т.к. связывало две земли (Пруссию и Бранденург) на тот момент ещё условно (через личную унию правителя) единого государства. Своё название получили по орденскому замку Бранденбург (совр. Ушаково), от которого шла дорога в Кёнигсберг.

С момента строительства эти ворота встречают всех важных персон, прибывающих в город из Берлина. Весьма символично, что в год строительства Бранденбургских ворот Великий курфюрст в Велау (совр. Знаменск) подписывает трактат, который даёт Пруссии независимость, чем воспользовался уже его сын Фридрих III, въезжавший в Кёнигсберг в 1701 году на первую в истории Пруссии коронацию именно через эти ворота.

Есть неподтверждённая версия, что впервые кирпичные ворота на этом месте появились в 1755 году по распоряжению Фридриха II, который якобы был недоволен, что стратегически важный въезд в Кёнигсберг не имеет надёжного прикрытия.

-2

По официальной же версии, они построены к 1860 году из красного клинкерного кирпича в готическом стиле с высокими арочными проёмами. За толстыми боковыми стенами располагались казематы с небольшим гарнизоном караульных. Для проезда имелось два просторных проёма по центру, а для пешеходов сделали сквозные порталы поменьше по бокам. С внешней стороны фортификационный элемент имел амбразуры для ведения огня.

-3

После окончания работ ворота притягивали к себе взгляд изящно оформленным фасадом, которым занимался королевский архитектор и тайный верховный строительный советник Фридрих Август Штюлер. Два центральных проезда, венчаемые треугольными фронтонами, разделялись тремя четырёхгранными колоннами, на вершинах которых расположились зубчатые полубашни. По краям фронтоны украшены краббами (элемент декора в готической архитектуре в виде стилизованных листьев растений), сверху – крестоцветами (готическое украшение в виде стилизованного цветка) из песчаника. Хотя все ворота Кёнигсберга, построенные в рамках Второго вального обвода, относились к стилю неоготики, в Бранденбургских воротах готические мотивы выражены особенно ярко.

-4

Другими интересными элементами оформления были медальоны, над которыми работал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер. На внешнем фасаде располагались изображения Чёрного орла – главного символа Пруссии. Со стороны города ворота украсили горельефы с образами двух персон: слева - героя освободительной войны против Наполеона, кавалера российского ордена Святого Георгия 3-й степени, военного министра Пруссии фельдмаршала Леопольда Людвига Германа фон Бойена; справа – начальника корпуса военных инженеров, автора и руководителя проекта Второго вального обвода, генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера. Оба некоторое время служили в русской армии.

-5

После того как оборонительное кольцо, мешавшее расширению Кёнигсберга, было выкуплено городом, Бранденбургские ворота признали памятником архитектуры, что спасло их от сноса. Убрали лишь вал по обе стороны от казарменных помещений.

-6

За воротами, в пригороде Нассер Гартен по улице Берлинерштрассе (совр. А.Суворова), в районе современной школы №28, располагались казармы 1-го полка крепостной артиллерии имени генерала Лингера, которые в период Третьего рейха занял батальон 37-го артиллерийского полка вермахта. Сегодня эти здания являются жилой и коммерческой недвижимостью.

Во время штурма Кёнигсберга ворота не пострадали. После войны они оставались частью транспортной системы города (через них даже продолжил ходить трамвай) – в этом их уникальность по сравнению с другими сохранившимися городскими воротами.

-7

Послевоенное состояние ворот можно увидеть в картине «Встреча на Эльбе», где в одном из кадров через их центральные пролёты мчатся танки.

-8

В разное время в помещениях бывших казематов находились: склад, пивной бар, магазин, областной отдел контроля и надзора Росстандарта. В советский период ворота ни разу не ремонтировались, хотя в 1960 году их архитектурно-художественную ценность признали, внеся в реестр памятников, подлежащих государственной охране.

-9

Первые и единственные послевоенные реставрационные работы проводились в 2014-2015 годах. Тогда были восстановлены все элементы фасада здания, включая медальоны с портретами и гербами. Во входные проёмы казарм установили массивные дубовые двери с бронзовыми вставками. На данный момент Бранденбургские ворота переданы в собственность областного Центра стандартизации и метрологии, на правах аренды внутри находится популярный среди туристов музей и магазин марципанов.

-10

Без сомнения, Бранденбургские ворота – это пример уважительного отношения к наследию прошлого в новейшей истории Калининградской области. А тот факт, что они 150 лет простояли без ремонта, перенеся бомбардировки 1944 года, уличные бои во время штурма Кёнигсберга в 1945 году, вибрацию от трамваев, грузового и легкового транспорта, - показатель высокого качества материалов и мастерства строителей канувшей в Лету Пруссии.

◆◆◆

БАСТИОН «БРАНДЕНБУРГ» (нем. Bastion Brandenburg, не сохранился) был самым мощным фортификационным элементом одноимённого фронта Второго вального обвода. Он располагался к югу от Бранденбургских ворот. Бастион имел мощный ров, шириной около 40 метров. Эскарповая стена была земляной. На валу располагалось большое количество артиллерии, а за ним - редюит.

Чертёж бастиона «Бранденбург».
Чертёж бастиона «Бранденбург».

К сожалению, более подобного описания этого оборонительного сооружения не сохранилось.

Чертёж редюита бастиона «Бранденбург».
Чертёж редюита бастиона «Бранденбург».

В 1910 году бастион «Бранденбург» был передан управлению Имперской железной дороги, все элементы были снесены, а на его месте в 1929 году открылся новый Главный железнодорожный вокзал Кёнигсберга с большой площадью, сегодня известный нам как Южный. Если посмотреть на современную карту, можно заметить пруд, вытянувшийся вдоль южной стороны платформы и рельс, - остатки рва бастиона «Бранденбург».

Продолжение следует…

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.

-13

P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws