Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.
БРАНДЕНБУРГСКИЕ ВОРОТА (нем. Brandenburger Tor, совр. адрес: ул. Багратиона, 137), в современном Калининграде расположенные в районе Южного вокзала, в точке, где улица Багратиона трансформируется в улицу Александра Суворова, впервые были построены в 1657 году. Тогда они представляли собой простые деревянные опоры с установленной поверх крышей, врезанные в земляной вал. Перед воротами располагался ров с водой, через который перекинули разводной мост.
Ворота прикрывали вход в город с юго-западного направления, которое считалось главным, т.к. связывало две земли (Пруссию и Бранденург) на тот момент ещё условно (через личную унию правителя) единого государства. Своё название получили по орденскому замку Бранденбург (совр. Ушаково), от которого шла дорога в Кёнигсберг.
С момента строительства эти ворота встречают всех важных персон, прибывающих в город из Берлина. Весьма символично, что в год строительства Бранденбургских ворот Великий курфюрст в Велау (совр. Знаменск) подписывает трактат, который даёт Пруссии независимость, чем воспользовался уже его сын Фридрих III, въезжавший в Кёнигсберг в 1701 году на первую в истории Пруссии коронацию именно через эти ворота.
Есть неподтверждённая версия, что впервые кирпичные ворота на этом месте появились в 1755 году по распоряжению Фридриха II, который якобы был недоволен, что стратегически важный въезд в Кёнигсберг не имеет надёжного прикрытия.
По официальной же версии, они построены к 1860 году из красного клинкерного кирпича в готическом стиле с высокими арочными проёмами. За толстыми боковыми стенами располагались казематы с небольшим гарнизоном караульных. Для проезда имелось два просторных проёма по центру, а для пешеходов сделали сквозные порталы поменьше по бокам. С внешней стороны фортификационный элемент имел амбразуры для ведения огня.
После окончания работ ворота притягивали к себе взгляд изящно оформленным фасадом, которым занимался королевский архитектор и тайный верховный строительный советник Фридрих Август Штюлер. Два центральных проезда, венчаемые треугольными фронтонами, разделялись тремя четырёхгранными колоннами, на вершинах которых расположились зубчатые полубашни. По краям фронтоны украшены краббами (элемент декора в готической архитектуре в виде стилизованных листьев растений), сверху – крестоцветами (готическое украшение в виде стилизованного цветка) из песчаника. Хотя все ворота Кёнигсберга, построенные в рамках Второго вального обвода, относились к стилю неоготики, в Бранденбургских воротах готические мотивы выражены особенно ярко.
Другими интересными элементами оформления были медальоны, над которыми работал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер. На внешнем фасаде располагались изображения Чёрного орла – главного символа Пруссии. Со стороны города ворота украсили горельефы с образами двух персон: слева - героя освободительной войны против Наполеона, кавалера российского ордена Святого Георгия 3-й степени, военного министра Пруссии фельдмаршала Леопольда Людвига Германа фон Бойена; справа – начальника корпуса военных инженеров, автора и руководителя проекта Второго вального обвода, генерал-лейтенанта Эрнста Людвига фон Астера. Оба некоторое время служили в русской армии.
После того как оборонительное кольцо, мешавшее расширению Кёнигсберга, было выкуплено городом, Бранденбургские ворота признали памятником архитектуры, что спасло их от сноса. Убрали лишь вал по обе стороны от казарменных помещений.
За воротами, в пригороде Нассер Гартен по улице Берлинерштрассе (совр. А.Суворова), в районе современной школы №28, располагались казармы 1-го полка крепостной артиллерии имени генерала Лингера, которые в период Третьего рейха занял батальон 37-го артиллерийского полка вермахта. Сегодня эти здания являются жилой и коммерческой недвижимостью.
Во время штурма Кёнигсберга ворота не пострадали. После войны они оставались частью транспортной системы города (через них даже продолжил ходить трамвай) – в этом их уникальность по сравнению с другими сохранившимися городскими воротами.
Послевоенное состояние ворот можно увидеть в картине «Встреча на Эльбе», где в одном из кадров через их центральные пролёты мчатся танки.
В разное время в помещениях бывших казематов находились: склад, пивной бар, магазин, областной отдел контроля и надзора Росстандарта. В советский период ворота ни разу не ремонтировались, хотя в 1960 году их архитектурно-художественную ценность признали, внеся в реестр памятников, подлежащих государственной охране.
Первые и единственные послевоенные реставрационные работы проводились в 2014-2015 годах. Тогда были восстановлены все элементы фасада здания, включая медальоны с портретами и гербами. Во входные проёмы казарм установили массивные дубовые двери с бронзовыми вставками. На данный момент Бранденбургские ворота переданы в собственность областного Центра стандартизации и метрологии, на правах аренды внутри находится популярный среди туристов музей и магазин марципанов.
Без сомнения, Бранденбургские ворота – это пример уважительного отношения к наследию прошлого в новейшей истории Калининградской области. А тот факт, что они 150 лет простояли без ремонта, перенеся бомбардировки 1944 года, уличные бои во время штурма Кёнигсберга в 1945 году, вибрацию от трамваев, грузового и легкового транспорта, - показатель высокого качества материалов и мастерства строителей канувшей в Лету Пруссии.
◆◆◆
БАСТИОН «БРАНДЕНБУРГ» (нем. Bastion Brandenburg, не сохранился) был самым мощным фортификационным элементом одноимённого фронта Второго вального обвода. Он располагался к югу от Бранденбургских ворот. Бастион имел мощный ров, шириной около 40 метров. Эскарповая стена была земляной. На валу располагалось большое количество артиллерии, а за ним - редюит.
К сожалению, более подобного описания этого оборонительного сооружения не сохранилось.
В 1910 году бастион «Бранденбург» был передан управлению Имперской железной дороги, все элементы были снесены, а на его месте в 1929 году открылся новый Главный железнодорожный вокзал Кёнигсберга с большой площадью, сегодня известный нам как Южный. Если посмотреть на современную карту, можно заметить пруд, вытянувшийся вдоль южной стороны платформы и рельс, - остатки рва бастиона «Бранденбург».
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws