ТАКИМИ СЛОВАМИ ОТОЗВАЛСЯ НА СМЕРТЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ЕГО БЛИЗКИЙ ДРУГ АНАТОЛИЙ МАРИЕНГОФ, С КОТОРЫМ "КРЕСТЬЯНСКИЙ ПОЭТ" БЫЛ ТЕСНО ЗНАКОМ И ОЧЕНЬ СИЛЬНО ДРУЖИЛ.
Сергея Есенина называли «крестьянским сыном» и «певцом из народа». Сам же он тяготел к высшему обществу, изображал из себя аристократа, носил английские костюмы, обожал модные вещицы, дорогой парфюм, но при этом презирал людей из высшего общества в лучших деревенских традициях. К успеху он шёл тернистой дорогой, и многие его современники утверждали, что помогли голубоглазому красавцу со светлыми кудрями волос весьма неоднозначные связи.
1915 год. Есенину 20 лет. В Москве его никто не публикует, по этой причине он оставил молодую супругу с ребёнком и уехал искать счастье в Петроград. В северной столице его стихи прочитал сам Блок. Стихи ему понравились, и он дал молодому дарованию рекомендательное письмо к Сергею Городецкому – человеку, который с удовольствием протежировал молодым поэтам.
Не для кого не было секретом, что Городецкий был бисексуален, и кругом его общения были люди нетрадиционной ориентации. Конечно, красавец-Есенин произвёл на него неизгладимое впечатление. Городецкий не только помогал юному Есенину продвигать его литературное творчество в питерские журналы, но и пригласил к себе жить. Именно благодаря этому знакомству поэт стал завсегдатаем питерских поэтических салонов, в том числе и такого известного, как салон Мережковских.
Николай Клюев – известный поэт с нетрадиционной ориентацией той эпохи и ещё один покровитель Сергея Есенина. К последнему он испытывал страсть безудержную. О чём остались документальные подтверждения. В письмах к Есенину Клюев пишет ему разные нежности, называет уменьшительно-ласкательно: «светлый братик», «голубь мой белый», «целую тебя… в усики твои милые».
А у меня изба новая —
Полати с подзором, божница неугасимая,
Намел из подлавочья ярого слова я
Тебе, мой совенок, птаха моя любимая!
Н. Клюев, «Плач о Сергее Есенине».
Буквально с момента знакомства с Есениным Клюев не желает расставаться с ним ни на минуту. Он поселил молодого поэта в собственном доме, ввёл в самые известные литературные салоны, сумел добиться, чтобы Есенина не забрали в армию – покровительство было безграничным.
Сергей Есенин писал своему другу Владимиру Чернавскому: «Как только я за шапку, он — на пол, посреди номера сидит и воет во весь голос по-бабьи: не ходи, не смей к ней ходить!»
А в воспоминаниях самого Чернавского можно найти, что Клюев «совсем подчинил нашего Сергуньку», «поясок ему завязывает, волосы гладит, следит глазами».
Сам Сергей Есенин таких восторженных чувств Клюева не разделял. Как только сумел добиться признания, ушёл от своего покровителя. Клюев горевал и посвящал стихи неверному и неблагодарному любимому.
В начале 1919 года Сергей Есенин знакомится с Анатолием Мариенгофом. Произошло это в издательстве ВЦИК, возглавляемо Николаем Бухариным, который и устроил Мариенгофа сюда литературным секретарем. Есенин и Мариенгоф сдружились до такой степени, что уже осенью 1919 года Есенин переезжает жить к Мариенгофу на квартиру в Богословском переулке.
Два поэта жили одним домом, не разделяя ни денег, ни места: все у них было общее. Есенин и Мариенгоф все делали вместе: просыпались, обедали, ужинали, гуляли и даже одевались одинаково в белые куртки, пиджаки, синие брюки, парусиновую обувь. Всё это подливало масла в огонь, когда речь заходила о ориентации Есенина.
Есенин и Мариенгоф вместе путешествуют по стране: они совершают совместную поездку в Петроград, Харьков, Ростов-на-Дону, а также посещают Кавказ. Во времена разлуки писатели посвящают друг другу стихи и пишут длинные письма, которые впоследствии публикуют сами, вызывая недовольство критиков. Сергей посвятил другу следующие произведения:
- «Я последний поэт деревни».
- «Сорокоуст».
- «Пугачев».
- «Прощание с Мариенгофом».
Знаете, за что обиделась одна поэтесса на Есенина и Мариенгофа? Совсем не за отзыв о ее стихах. Мариенгоф в «Романе без вранья» рассказывал, что жили они в неотапливаемой комнате, спали вдвоем на одной кровати, на ледяных простынях, наваливая на себя гору одеял и шуб, пытаясь согреть эти самые простыни своим дыханием и телами. Растопить лед таким примитивным способом не удавалось. И тогда Есенин предложил знакомой поэтессе , просившей его устроить на службу, жалованье, которое платили машинистке. Но с одним условием: чтобы она приходила по ночам на Богословский, раздевалась, ложилась на кровать под одеяло и, согрев постель, уходила восвояси. И дал слово, что во время постельного обогрева оба будут сидеть к ней спиной, уткнувшись в рукописи.
«Три дня, в точности соблюдая условия, мы ложились в теплую постель. На четвертый день поэтесса ушла от нас, заявив, что не намерена дольше продолжать своей службы. Когда она говорила, голос ее прерывался, захлебывался от возмущения, а гнев расширил зрачки до такой степени, что глаза из небесно-голубых стали черными, как пуговицы на лаковых ботинках. Мы недоумевали: «В чем дело? Наши спины и наши носы свято блюли условия... – Именно!.. Но я не нанималась греть простыни у святых...» У поэтессы все было на месте – розовеющие ланиты, круглые бедра и пышные плечи – ну все как у Пушкина в «Онегине»: «Дианы грудь, ланиты Флоры/Прелестны, милые друзья!» Но она была больше женщиной, чем поэтессой, и искренне не понимала, почему с ней так обошлись".
(А. Мариенгоф. "Роман без вранья").
Были у них ссоры, было непонимание и разрыв на годы. Но на самом деле их дружба не знала ни времени, ни расстояния, ни смерти – поэты пронесли её через всю жизнь. Эта дружба стала для них и огромным даром, и тяжким крестом.
А. Мариенгоф Сергею Есенину:
"На каторгу пусть приведет нас дружба,
Закованная в цепи песни.
О день серебряный,
Наполнив века жбан
За край переплесни.
Меня всосут водопроводов рты,
Колодезы рязанских сел — тебя,
Когда откроются ворота
Наших книг,
Певуче петли ритмов проскрипят.
И будет два пути для поколений:
Как табуны пройдут покорно строфы
По золотым следам Мариенгофа,
И там, где, оседлав, как жеребенка, месяц,
Со свистом проскакал Есенин."
Март 1920 ***
С. Есенин, "Прощание с Мариенгофом":
Есть в дружбе счастье оголтелое
И судорога буйных чувств —
Огонь растапливает тело,
Как стеариновую свечу.
Возлюбленный мой! дай мне руки —
Я по-иному не привык, —
Хочу омыть их в час разлуки
Я желтой пеной головы.
Ах, Толя, Толя, ты ли, ты ли,
В который миг, в который раз —
Опять, как молоко, застыли
Круги недвижущихся глаз.
Прощай, прощай.
В пожарах лунных
Дождусь ли радостного дня?
Среди прославленных и юных
Ты был всех лучше для меня.
В такой-то срок, в таком-то годе
Мы встретимся, быть может, вновь...
Мне страшно, — ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь.
Другой в тебе меня заглушит.
Не потому ли — в лад речам —
Мои рыдающие уши,
Как весла, плещут по плечам?
Прощай, прощай.
В пожарах лунных
Не зреть мне радостного дня,
Но всё ж средь трепетных и юных
Ты был всех лучше для меня.
С. Есенин ‹1922›
30 декабря 1925 году, когда гроб с телом Сергея Есенина прибыл в Москву, прощаться с ним пришли все, кто знал его и любил. В эти дни Анатолий Мариенгоф написал полное боли и горечи стихотворение:
"Сергун, чудесный!
Клен мой златолистый!
Там червь, Там гибель, Тленье там.
Как мог поверить ты корыстным
Ее речам."
(это про Айседору Дункан).
Весь этот день в Доме печати с Есениным прощались его родственники, его близкие, его поклонники — все, кто его знал и любил. Тем же днём датировано и стихотворение Анатолия Мариенгофа — Есенин ещё не был похоронен, когда писались эти строки:
Не раз судьбу пытали мы вопросом:
Тебе ли,
Мне,
На плачущих руках,
Прославленный любимый прах
Нести придётся до погоста.
И вдаль отодвигая сроки,
Казалось:
В увяданье, на покой
Когда-нибудь мы с сердцем лёгким
Уйдём с тобой.
Рядили так.
И никогда бы
Я не поверил тёмным снам.
Но жизнь, Серёжа, гаже бабы,
Что шляется в ночи по хахалям.
На бабу плеть.
По морде сапогом.
А что на жизнь? —
какая есть расправа?
Ты в рожу ей плевал стихом
И мстишь теперь ей
Долговечной славой…
Эти строки стали прощанием Мариенгофа с Есениным.
Похороны Есенина состоялись 31 декабря — в предпраздничный последний день уходившего года. Новый 1926 год как бы переступал через Есенина, словно проводя незримую черту между ним и теми, кто остался.
Мариенгоф написал в тот день:
«Я плакал в последний раз, когда умер отец. Это было более семи лет тому назад. И вот снова вспухшие красные веки. И снова негодую на жизнь. Через пятьдесят минут Москва будет встречать Новый год. Те же люди, которые только что со скорбным видом шли за гробом Есенина и драматически бросали чёрную горсть земли на сосновый ящик с его телом, опущенный на верёвках в мерзлую яму, — те же люди сейчас прихорашиваются, вертятся перед зеркалами, пудрятся, душатся и нервничают, завязывая галстуки. А через пятьдесят минут, то есть ровно в полночь, они будут восклицать, чокаясь шампанским, «С Новым годом! С новым счастьем!».
Как известно последним стихотворением Сергея Есенина было «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Он написал его перед смертью в номере "Англетера" КРОВЬЮ, так как не было чернил, на случайно попавшемся клочке бумаги:
Сколько бы не спорили искусствоведы - кому оно было адресовано: другу Алексею Ганину, расстрелянному в начале 1925 года, или последней жене Софье Толстой (о несостоятельности этой версии говорит то, что все стихи женщинам Есенин писал в ином стиле), но то, что оно было адресовано Анатолию Мариенгофу, оспорить никто не может.
Ведь именно разрыв с Мариенгофом из-за его женитьбы на Анне Никритиной Есенин переживал очень драматично. Есенин страстно ревновал Мариенгофа к Никритиной. Именно в отместку на их знакомство он сходится с Айседорой Дункан, с которой они были совершенно разные люди. Именно после поездки Есенина и Дункан за границу и расставания с Дункан Есенин начинает тяжело и постоянно пить. Именно Мариенгофу Есенин намекал на свое самоубийство, когда тот посещал Есенина в психбольнице. А последние встречи, которых искал и которые были у Есенина, были именно с Мариенгофом.
"До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей."
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!