Аполлон был покровителем искусств и не терпел, когда кто-то оспаривал его первенство в чем-либо. Хоть в умении играть на кифаре, хоть стрелять из лука. И он мстил всем, кто осмеливался вызвать его на поединок.
Одним из пострадавших был козлоногий Пан, бог дикой природы и скотоводства. Он прекрасно играл на свирели и решил вызвать Аполлона на состязание. Они сыграли по очереди. Судья решил, что победил бог Аполлон. Видимо, был наслышан о том, что случается с теми, кто разозлит покровителя искусств. Критики Аполлон явно не любил, даже самой мягкой.
Пан опечалился. А царь Мидас, который уже имел неприятности из-за своего языка, не удержался, и сказал, что игра Пана очень хороша. И тут же поплатился - у него выросли длинные уши. Чтобы лучше слышать и различать звуки, наверное. Или чтобы больше никуда не встревать, а сидеть тихо у себя во дворце.
Пан, собственно, легко отделался. Видимо, Аполлон вспомнил, что когда-то был знаком с Паном и научился у него видеть будущее.
Бедный Марсий
А вот несчастному Марсию повезло меньше. Подобрал сатир флейту, которую выбросила сама Афина. Да еще и уточнила, что несчастье случится с тем, кто ее подберет. Очень мудрое решение со стороны богини мудрости - разбрасывать вещи да еще и с проклятиями.
Но как музыкальный инструмент, флейта была хороша и бедный Марсий вскоре так научился играть, что решил бросить вызов самому Аполлону. С его стороны это был крайне необдуманный поступок. Хотя сатиры и считались непревзойденными мастерами игры на флейте, вызывать на поединок бога, который славится своим мстительным нравом - смысла никакого.
Но Аполлон вызов принял. Результат состязания был предсказуем - он выиграл. А вот как дальше поступил с Марсием - это уже нельзя объяснить с точки зрения культурного состязания.
В общем, погиб бедный Марсий. А кожа его оказалась в пещере и если рядом кто-то играл на флейте, то она двигалась в такт.
Похожая судьба ждала и некоего Лина, который считал себя первым певцом в подлунном мире. Пострадали и стрелок из лука Еврит и кулачный боец Форбант. Выжить после поединка они не смогли.
В общем, Аполлон был не из тех, про которых говорят: "художника обидеть может каждый". Нет, этот бог был настолько тщеславен, что здравомыслящие деятели искусств старались держаться от него подальше. Им вдохновения хватало от разных муз, у которых Аполлон был начальником.
Мне этот Аполлон напоминает тех современных исполнителей, которые не терпят рядом с собой других талантливых людей и строят всяческие козни. За несколько тысяч лет ничего не изменилось. И Пушкин был не прав. Гений и злодейство могут вполне уживаться в одном и том же человеке.
Согласны?