Найти тему

Джадидизм и кадимизм: реформирование ислама в Российской империи

Оглавление

Джадидизм – движение за реформирование ислама, получившее распространение в Российской империи конца XIX-начала XX века. Движение джадидов возникло спонтанно, но явилось выразителем назревших идей реформирования ислама в условиях развития западного общества и его влияния на мусульманские народы.

Деятельность джадидов подвергалась критике за «европеизацию» ислама и исламского образования, но явилась выразительницей общеевропейской тенденции мусульман западных стран к обновлению ислама в духе исламского реформизма, панисламизма и пантюркизма.

Появление идей обновления ислама

Джадид – это сокращенное наименование от арабского «Усуль джадид» أصول جديد («Новый метод»). Так назвал свою систему преподавания в мусульманских школах Крыма мусульманский просветитель и идеолог пантюркизма Исмаил Гаспринский.

Исмаил Гаспринский (слева), журналист Хасанбек Зардаби (в центре) и политик Алимардан Топчубашов. Баку, Азербайджан, 1903 год. | Daily Sabah
Исмаил Гаспринский (слева), журналист Хасанбек Зардаби (в центре) и политик Алимардан Топчубашов. Баку, Азербайджан, 1903 год. | Daily Sabah

Этот мусульманский просветитель первым отметил тот факт, что по сравнению с действовавшими тогда на территории Крыма светскими реальными училищами мусульманские медресе использовали старые, отжившие себя методы обучения и учебные пособия, вместо развития творческой мысли у учеников полагались на зубрешку и в результате навсегда отбивали охоту к знаниям и постижению ислама. Реформа мусульманского образования казалась ему неизбежным требованием времени.

В результате, в 1883 году Исмаил Гаспринский открыл в Бахчисарае (бывшей столице Крымского ханства) первую в России джадидскую школу. Вслед за ним молодые преподаватели татарских медресе по всей стране стали вводить «новый метод».

Джадиды ввели в обиход вещи, которые для нас кажутся естественными, а тогда воспринимались как новшества: деление учеников на классы, парты, классные доски, классные журналы, уроки, экзамены – ничего этого в традиционных медресе не было. По новым методам обучали грамоте. Если в старых школах ученик начинал читать через 4 года, то у джадидов он становился грамотным меньше, чем за год.

Противники джадидов – кадимиты

Из Крыма система джадидизма распространилась по всей Российской империи и за её пределами (Турция, Иран, Китай). Не все приняли её с воодушевлением. Противники джадидов называли себя «кадимистами» (от арабского слова «кадим» قديم, «старый»). Кадимисты считали, что методы средневековых учителей и философов, таких как Абу Ханифа, аль-Матуриди и аль-Газали, должны оставаться в неприкосновенности, ибо они проникнуты духом настоящего ислама, который уничтожит реформирование на европейский манер.

Карикатура на крымскотатарского просветителя и интеллектуала Исмаила Гаспринского (справа), изображенного с газетой «Терджуман» («Переводчик») и учебником «Ходжа-и-Субян» («Учитель детей») в руке. Слева от него татарский и азербайджанский мусульманские священнослужители, угрожают ему вынесением такфира. Из сатирического журнала «Молла Насреддин», № 17, 28 апреля 1908 г., Тбилиси. Художник: Oskar Schmerling.
Карикатура на крымскотатарского просветителя и интеллектуала Исмаила Гаспринского (справа), изображенного с газетой «Терджуман» («Переводчик») и учебником «Ходжа-и-Субян» («Учитель детей») в руке. Слева от него татарский и азербайджанский мусульманские священнослужители, угрожают ему вынесением такфира. Из сатирического журнала «Молла Насреддин», № 17, 28 апреля 1908 г., Тбилиси. Художник: Oskar Schmerling.

Философско-правовые взгляды джадидов вызывали не меньшее негодование кадимистов. К ним относились: открытый иджтихад (самостоятельное толкование Корана), изучение светских наук и аристотелевской философии, ношение западной одежды и равноправие женщин, перевод Корана на родной язык, создание национальных школ.

Дальнейшее распространение джадидизма

Широкому распространению джадидизма способствовало то, что российские мусульмане начала XX века в своих идеях ориентировались на Османскую империю и турецкий мир. Идеи джадидов находили отклик в Турции и под её влиянием распространялись в России. В Средней Азии выдающимся джадидом был узбекский и таджикский просветитель Махмудходжа Бехбуди. Джадидизм распространился в Дагестане, где его идеологом выступил известный просветитель Али Каяев, и Казахстане. В Оренбурге (тогдашнем духовном центре казахских мусульман) было открыто джадидское медресе Хусайния. Всего же перед большевистской революцией на территории Российской империи действовало 5,000 джадидских школ. Процесс реформирования исламского образования и философии приобретал всеобщий масштаб.

Советский плакат "Татарский клуб"
Советский плакат "Татарский клуб"

В широком контексте идеи джадидов можно было охарактеризовать как слияние западного прогресса с исламом. Джадиды понимали его как веление времени и единственно правильный путь для мусульман. При этом сами они рассматривали джадидизм как очищение ислама от вековой схоластики и возвращение ко временам пророка Мухаммада и его сподвижников.

«Мы должны реформировать не ислам, а своё понимание ислама»,

– говорил один из идеологов джадидизма известный мусульманский деятель Муса Бигеев.

Именно с этой точки зрения стоит смотреть на идеи, высказанные джадидами. Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое, и вполне возможно современные мусульмане России найдут в этих идеях пищу для размышлений.

Если статья была полезна для вас, подписывайтесь на мой канал в Телеграм либо на мой канал в самом Дзен:

Авторский канал востоковеда. Объясняю новости Ближнего Востока простыми словами, даю полную картину событий в регионе, подкрепляя всё своими мыслями и комментариями. https://t.me/vo100koved