Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.
БРАНДЕНБУРГСКИЙ ФРОНТ.
Сегодня линия этого фронта идёт от южного берега Преголи и ворот бывшего форта Фридрихсбург, заканчиваясь чуть далее Южного железнодорожного вокзала.
◆◆◆
ФРИДРИХСБУРГСКИЙ ФОРТ (нем. Fort Friedrichsburg, ул. Портовая, 39), тогда ещё в качестве крепости, был построен в 1657 году по проекту математика Кёнигсбергского университета Кристиана Оттера, для прикрытия бреши в Первом вальном обводе, который разрывался рекой Прегель. Крепость была названа по имени правителя – Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I. На углах цитадели находилось 4 бастиона, а во внутреннем дворе размещалось все необходимое для автономного функционирования (комендатура, казармы и амбары, гауптвахты, пивоварня, хлебопекарня и даже лютеранская кирха).
В 1852-1858 годах была произведена модернизация крепости, после чего её стали называть фортом. В ходе этих работ возвели ворота – единственный элемент форта, сохранившийся до наших дней. Над их проектом работал тайный верховный строительный советник и королевский архитектор Фридрих Август Штюлер. Ворота построили в стиле неоготика и они отчасти напоминали Закхаймские ворота – всё те же четыре башенки, завершающиеся машикулями (которые в середине XIX века были уже не бойницами, а декоративным элементом), зубчатый парапет с платформой в верхней части и окна в раннеготическом стиле. В состав ворот входило несколько казематов с амбразурами для ведения огня. Над входной аркой разместили надпись «Fort Friedrichsburg», а выше расположили образ Прусского орла.
В 1910 году из системы обороны Кёнигсберга исключили ряд сооружений Второго вального обвода, в том числе и Форт Фридрихсбург. Валы срыли, рвы закопали. Основную часть строения разобрали в 1916 году, остались лишь ворота. Форт перешёл от военного к железнодорожному ведомству, через него проложили железнодорожные пути и устроили грузовую станцию с офисом в воротах.
Во время Второй мировой войны строение серьёзно пострадало от английских бомбардировок и уличных боёв.
В послевоенные годы во Фридрихсбургских воротах размещалась военная типография и автоколонна с мастерской. Это ещё больше усугубило состояние ворот, которые, постановлением Совета Министров РСФСР от 1960 года, подлежали государственной охране.
Чудом объект культурного наследия Калининградской области (статус получен в 2002 году) дожил до наших дней. В 2007 году Фридрихсбургские ворота были переданы Музею Мирового океана, спустя некоторое время начались восстановительные работы, в которых участвовали реставраторы и каменщики из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда.
В 2011 году отреставрированные ворота включили в историко-культурный центр «Корабельное воскресение». Часть экспозиции музейной части посвящена Петру I – основателю российского флота.
В так называемом «Петровском центре» гостей встречает бронзовая скульптурная композиция «Детство Петра», установленная в 2022 году. Работа создана народным художником СССР и РФ, Президентом Российской академии художеств, послом Доброй воли ЮНЕСКО Церетели, и передана автором в дар городу. На ней изображён бегущий вперёд с обнажённой шпагой Пётр I в возрасте 10 лет. Также при Фридрихсбургских воротах функционирует «Школа навигацких наук» и «Лодейный двор», где представлены образцы национальных лодок и рассказывается об истории кораблестроения.
◆◆◆
БАСТИОН «АЛЬТЕР ГАРТЕН» (нем. Bastion Alter garten, не сохранился) начинался после рва Фридрихсбургского форта и тянулся вдоль расположенных западнее садов и огородов Нассер Гартена. Отсюда и название укрепления, которое можно перевести как «Старые сады» (восточная, городская часть предметья Нассер Гартен). Форт имел упрощённую форму: у него не было острых выступов, эскарповая стена без бойниц, отсутствовал редюит. На боевом валу оборудовали лишь четыре площадки для орудий.
В связи с приходом в Кёнигсберг железной дороги, вид бастиона существенно изменился. В валу проделали проезды с железнодорожными воротами: в 1856 году появились «Восточные», а в 1863 году – «Южные».
Как вы понимаете, бастион уже сильно отличался от своего изначального вида, а обороноспособность его упала, поэтому недалеко от него, за линией Второго вального обвода, в том месте, где железнодорожные ветки расходились на юг и восток, построили вспомогательный Железнодорожный форт (нем. Eisenbahn Fort). Его окружили валом и рвом, имелась стена с амбразурами.
В 1910 году бастион «Альтер Гартен» и Железнодорожный форт были выкуплены городом у военного ведомства и переданы управлению Имперской железной дороги. Мешавшие развитию железнодорожной сети фортификационные объекты убраны с облика этой части города.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.
P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws