Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Второй вальный обвод Кёнигсберга (часть 10): Бранденбургский фронт - Фридрихсбургский форт, бастион «Альтер Гартен».

Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.

БРАНДЕНБУРГСКИЙ ФРОНТ.

Сегодня линия этого фронта идёт от южного берега Преголи и ворот бывшего форта Фридрихсбург, заканчиваясь чуть далее Южного железнодорожного вокзала.

◆◆◆

ФРИДРИХСБУРГСКИЙ ФОРТ (нем. Fort Friedrichsburg, ул. Портовая, 39), тогда ещё в качестве крепости, был построен в 1657 году по проекту математика Кёнигсбергского университета Кристиана Оттера, для прикрытия бреши в Первом вальном обводе, который разрывался рекой Прегель. Крепость была названа по имени правителя – Великого курфюрста Фридриха Вильгельма I. На углах цитадели находилось 4 бастиона, а во внутреннем дворе размещалось все необходимое для автономного функционирования (комендатура, казармы и амбары, гауптвахты, пивоварня, хлебопекарня и даже лютеранская кирха).

-2

В 1852-1858 годах была произведена модернизация крепости, после чего её стали называть фортом. В ходе этих работ возвели ворота – единственный элемент форта, сохранившийся до наших дней. Над их проектом работал тайный верховный строительный советник и королевский архитектор Фридрих Август Штюлер. Ворота построили в стиле неоготика и они отчасти напоминали Закхаймские ворота – всё те же четыре башенки, завершающиеся машикулями (которые в середине XIX века были уже не бойницами, а декоративным элементом), зубчатый парапет с платформой в верхней части и окна в раннеготическом стиле. В состав ворот входило несколько казематов с амбразурами для ведения огня. Над входной аркой разместили надпись «Fort Friedrichsburg», а выше расположили образ Прусского орла.

-3

В 1910 году из системы обороны Кёнигсберга исключили ряд сооружений Второго вального обвода, в том числе и Форт Фридрихсбург. Валы срыли, рвы закопали. Основную часть строения разобрали в 1916 году, остались лишь ворота. Форт перешёл от военного к железнодорожному ведомству, через него проложили железнодорожные пути и устроили грузовую станцию с офисом в воротах.

Фридрихсбургские ворота, 1945 г.
Фридрихсбургские ворота, 1945 г.

Во время Второй мировой войны строение серьёзно пострадало от английских бомбардировок и уличных боёв.

Фридрихсбургские ворота, 1966 г.
Фридрихсбургские ворота, 1966 г.

В послевоенные годы во Фридрихсбургских воротах размещалась военная типография и автоколонна с мастерской. Это ещё больше усугубило состояние ворот, которые, постановлением Совета Министров РСФСР от 1960 года, подлежали государственной охране.

-6

Чудом объект культурного наследия Калининградской области (статус получен в 2002 году) дожил до наших дней. В 2007 году Фридрихсбургские ворота были переданы Музею Мирового океана, спустя некоторое время начались восстановительные работы, в которых участвовали реставраторы и каменщики из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда.

-7

В 2011 году отреставрированные ворота включили в историко-культурный центр «Корабельное воскресение». Часть экспозиции музейной части посвящена Петру I – основателю российского флота.

-8

В так называемом «Петровском центре» гостей встречает бронзовая скульптурная композиция «Детство Петра», установленная в 2022 году. Работа создана народным художником СССР и РФ, Президентом Российской академии художеств, послом Доброй воли ЮНЕСКО Церетели, и передана автором в дар городу. На ней изображён бегущий вперёд с обнажённой шпагой Пётр I в возрасте 10 лет. Также при Фридрихсбургских воротах функционирует «Школа навигацких наук» и «Лодейный двор», где представлены образцы национальных лодок и рассказывается об истории кораблестроения.

-9

◆◆◆

БАСТИОН «АЛЬТЕР ГАРТЕН» (нем. Bastion Alter garten, не сохранился) начинался после рва Фридрихсбургского форта и тянулся вдоль расположенных западнее садов и огородов Нассер Гартена. Отсюда и название укрепления, которое можно перевести как «Старые сады» (восточная, городская часть предметья Нассер Гартен). Форт имел упрощённую форму: у него не было острых выступов, эскарповая стена без бойниц, отсутствовал редюит. На боевом валу оборудовали лишь четыре площадки для орудий.

Железнодорожные ворота бастиона «Альтер Гартен» на карте 1885 г.
Железнодорожные ворота бастиона «Альтер Гартен» на карте 1885 г.

В связи с приходом в Кёнигсберг железной дороги, вид бастиона существенно изменился. В валу проделали проезды с железнодорожными воротами: в 1856 году появились «Восточные», а в 1863 году – «Южные».

Схема железнодорожного форта.
Схема железнодорожного форта.

Как вы понимаете, бастион уже сильно отличался от своего изначального вида, а обороноспособность его упала, поэтому недалеко от него, за линией Второго вального обвода, в том месте, где железнодорожные ветки расходились на юг и восток, построили вспомогательный Железнодорожный форт (нем. Eisenbahn Fort). Его окружили валом и рвом, имелась стена с амбразурами.

В 1910 году бастион «Альтер Гартен» и Железнодорожный форт были выкуплены городом у военного ведомства и переданы управлению Имперской железной дороги. Мешавшие развитию железнодорожной сети фортификационные объекты убраны с облика этой части города.

Продолжение следует…

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.

-12

P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws