Найти в Дзене
Татьяна Дивергент

Судьба домашней библиотеки

Сегодня многие избавляются от домашних библиотек. Дарят книги городским библиотекам, продают на Авито, а в крайнем случае отправляют на помойку. Книги занимают место в комнате. Зачем делиться с ними площадью, если все что угодно в любой момент можно прочитать в интернете? В доме дедушки и бабушки, где я выросла, библиотека занимала одну стену гостиной. Стеллажи от пола до потолка делали на заказ - они стоят до сих пор. Книги были самым ценным, что имелось у моих родных. Бабушка говорила, что шесть лет проходила без зимнего пальто - ходила переписываться в Когиз, (книготорговое объединение государственных издательств), переписки и очереди проходили и по ночам, а каждый лишний рубль в семье уходил на книги. Я, помню, тоже была на розыгрыше в Доме учителя, когда из барабана вытягивали номера, и если кто-то из присутствующих получал номера первые - ему аплодировали, значит, когда это издание придет в город - ему точно достанется. Мне разрешали брать книгу из домашней библиотеки - только к

Сегодня многие избавляются от домашних библиотек. Дарят книги городским библиотекам, продают на Авито, а в крайнем случае отправляют на помойку.

Книги занимают место в комнате. Зачем делиться с ними площадью, если все что угодно в любой момент можно прочитать в интернете?

В доме дедушки и бабушки, где я выросла, библиотека занимала одну стену гостиной. Стеллажи от пола до потолка делали на заказ - они стоят до сих пор. Книги были самым ценным, что имелось у моих родных. Бабушка говорила, что шесть лет проходила без зимнего пальто - ходила переписываться в Когиз, (книготорговое объединение государственных издательств), переписки и очереди проходили и по ночам, а каждый лишний рубль в семье уходил на книги. Я, помню, тоже была на розыгрыше в Доме учителя, когда из барабана вытягивали номера, и если кто-то из присутствующих получал номера первые - ему аплодировали, значит, когда это издание придет в город - ему точно достанется.

Мне разрешали брать книгу из домашней библиотеки - только когда я поставлю прочитанную на место. Романы Майн Рида и Библиотеку Приключений я прочитала лет до девяти, по роману за вечер. А какие там были иллюстрации.... Книжный мир, он совершенно волшебный. Помните строки Рея Бредбери ("Надвигается беда"):

"Перед ними в ожидании распахнулись библиотечные глубины.

Снаружи, в мире, как будто ничего не происходило. Но здесь, в этих зеленых сумерках, в этой земле бумаги и кожи, могло случиться всякое. Всегда случалось. Только прислушайся и услышишь крики десятков тысяч людей, вот миллионы перетаскивают пушки, точат гильотины, а вот китайцы маршируют по четыре в ряд. Конечно, незримо, конечно, бесшумно, но ведь и у Джима, и у Вилли носы и уши на месте. Здесь фабрика пряностей, здесь дремлют неведомые пустыни.

Напротив двери приятная пожилая дама мисс Уотрикс отмечает книги, а справа от нее — уже Тибет, и Антарктида, и Конго. Туда как раз удалилась другая библиотекарша, мисс Уиллс, ушла через Монголию, запросто унося куски Иокогамы и остров Целебес. Дальше, в третьем книжном туннеле, пожилой мужчина шуршит в темноте веником, подметая остатки имбиря и корицы…"

-2
-3

Мама моя собрала также два стеллажа книг - состояла в обществе книголюбов, тянула билетики. Если мы куда-то ехали летом, то мгновенно обрастали книгами на новом месте. Так, во время экскурсии из Пятигорска, в каком-то горном селе, в маленьком магазинчике свободно купили "Маленького принца", настоящее чудо. И перед тем, как возвращаться из отпуска домой, посылкой отправляли книги на домашний адрес, чтобы не везти такую тяжесть.

Во время учебы в Куйбышеве, я с жадностью кладоискателя перебирала томики в "Букинисте", там можно было отыскать сокровища. А "Голову профессора Доуэля" так хотелось прочесть, что пришлось идти в читальный зал. Более того, одну книгу в библиотеке я переписала от руки, так хотелось ее иметь.

Дедушка с бабушкой разделили библиотеку (свое единственное богатство) между мамой и ее братом. Кажется, в семье дяди Игоря эти тома так и остались невостребованными. Я же до сих пор снимаю с полки старую энциклопедию - там, между страницами вложены рукой дедушки газетные вырезки - он собирал самые интересные статьи.

Я понимаю мотивы тех, кто освобождает свое жилище от книг. Сейчас я сама их почти не покупаю - дорого. Но старая библиотека остается тем единственным богатством - которое мне хотелось бы передать своим детям. И чтобы на полке стояли и мои книги.

Есть современные корабли, но остались и парусные, и эти парусники остаются милыми и дорогими серцу