Пион Виттманна, тот редкий случай, когда вид описан двумя авторами с разницей в два года, но самое удивительное то, что он назван в честь одного и того же персонажа. Заядлые ботаники скажут, что здесь нет ничего необычного - это просто два разных вида. Но давайте разберемся, так ли это на самом деле.
Впервые Пион Виттманна описан в 1846 году в Edwards's botanical register, t. 32, p. 9. Главным редактором этого журнала в то время был английский ботаник Джон Линдли. Во многих статьях, где упоминается Пион Виттманна, именно Линдли указывается как автор этого вида. Вид был описан с образца, выращенного в саду (в Чизвике) из маленького полуживого растения, благодаря усилиям и умениям мистера Гордона.
Цитата из этой статьи: «Все, что мы знаем наверняка о его истории, это то, что он был получен в Сад Общества Садоводства в октябре 1842 г, от г-на Н. де Гартвиса, директора Никитского сада в Крыму; что только-что упомянуто в Лондонском «Журнале Ботаники» за апрель 1842 г., стр. 207, автор Доктор Фишер из Санкт-Петербурга, который в письме сэру Уильям Хукеру делает следующее заявление: «Г-н Гартвисс получил много интересных растений из Abcharia, присланных графом М. Воронцовым. Среди них он нашел пион с желтыми цветками, Epimedium pinnatum (до сих пор встречавшийся только в Талыше) и Pinus Nordmanniana (Abies), которая, как говорят, будет эффектным и красивым деревом». Господин Виттманн, в честь которого назван пион, был, как мы полагаем, путешественником по Таврическому Кавказу, а затем садовником в Одессе».
Протолог: P. Wittmanniana; herbacea, foliis triternatis, foliolis integerrimis ovatis rugosis subtus pubescentibus ceesiis, petalis ovatis luteis, carpellis erectis tomentosis apice recurvis (перевод с лат.: П. Витманна; травянистый, с тройчатыми листьями, листочки цельные яйцевидной формы, морщинистые снизу с сизым опушением, лепестки желтые, яйцевидной формы, плодолистики прямостоячие войлочные загнутые на верхушке).
Еще одна не мене интересная цитата в этой статье: «Нечасто бывает более замечательное приобретение, как желтый пион, не бледно-соломенный сорт, который представляет собой лишь испорченное белое, а настоящее растение с желтыми цветками. И поэтому мы должны были ожидать, что это должно было бы зафиксировано первым ботаником, который его увидел. Тем не менее в новейших ботанических трудах нам не удалось найти описания подобного растения. Он не упоминается и в самой последней обработке Уолперса, только что опубликованной; мы не находим его и в последнем указателе Петербургского сада, места, столь богатого выносливыми растениями».
В тот же 1846 год выходит еще одна статья, об этом же пионе, в бельгийском журнале - Annales de la Société royale d’Agriculture et de Botanique de Gand… v. 2 (pl. 64), где повторяется описание P. Wittmanniana из Edwards's botanical register. Но происхождение уже исправлено с Abcharia на l’Abchasie, видимо посчитав это опечаткой. Автором вида обозначен Hartwiss. Рисунок в публикации более желтый и контрастный чем в Edwards's botanical register.
Примечательна цитата из этой статьи: «Желтый пион уже зацвел у М. Мьелеса, садовода из Лилля, члена Королевского общества сельского хозяйства и ботаники Гент, и мы должны здесь заявить, что цветок был гораздо крупнее и красивее, чем указано на рисунке, опубликованном г-ном Линдли в Edwards's botanical register.
Добавим, что этот новый вид уже встречается в садоводческих заведениях Гента, у ММ. Алекс. Вершаффельт, Ван Герт, Де Сагер; в Льеже с г-ном Жакобом-Макой; в Антверпене, у г-на Ван Герта и т. д. и т. д. Г-н Линдли, говорит, я не понимаю, как можно было требовать на континенте 25 гиней (650 франков) с каждого экземпляра этого растения; если говорить, что эта цена не преувеличена, тем не менее скорость воспроизводства такова, что в Бельгии растение стоит в настоящее время только 150 франков.
Желтый пион из Абхазии напоминает пион критский (Paeonia cretica); он очень вынослив, но важно то, что при правильном уходе он вырастет вдвое быстрее, а множество тычинок в этом отношении представляют собой большой ресурс. Кроме того, с помощью гибридизации этот вид сможет произвести революцию в роде пион, от которой выиграют самые опытные люди. Это золотое растение в руках умного садовода».
Из вышесказанного следует, что Пион Виттманна попал в Европу как неизвестный вид, который сильно удивил коллекционеров и ботаников своими желтыми цветками. И когда стали выяснять его происхождение, то наткнулись на единственный источник – переписка Доктора Фишера с Уильямом Хукером (благо она была опубликована). В статьях, указанных выше, эта переписка была отмечена, но в урезанном виде. И на первый взгляд выглядит, что Гартвис поделился с англичанами прекрасным желтым пионом и другими растениями снабдив их описанием. Но если внимательно прочитать в полном объеме цитату из письма, то выглядит все иначе, и Николай Андреевич Гартвис имеет лишь косвенное отношение к этому пиону:
“Стивен слишком занят административными делами, которые тяжело легли на его плечи, чтобы заниматься ботаникой. М. Гартвис, директор Императорского сада в Никите (Крым), получил из Abcharia много интересных растений, присланных графом М. Воронцовым. Среди них он нашел пион с желтыми цветками, Epimedium pinnatum (до сих пор произраставший только в Талыше), Pinus Nordmanniana (Abies), который, как говорят, был эффектным и красивым деревом; часть этих растений я надеюсь переслать вам, когда получу свою долю от г-на Гартвиса».
Т.е. растения в Англию были отправлены из Санкт-Петербурга директором Императорского ботанического сада Федором Богдановичем Фишерером (Friedrich-Ernst-Ludwig von Fischer).
Так как же в этой истории появилось имя Виттманна? О Густаве Виттманне мало что известно, кроме того, что он был садовником, а также исследователем Закавказья. В честь него названо несколько видов травянистых растений и хвойных пород Abies wittmanniana Fischer, Abies wittmanniana Hartwes, Juniperus wittmanniana Fischer, Juniperus wittmanniana Stev. и др. Он часто упоминается в ботанических публикациях XIX века, связанных с флорой Кавказа, как сборщик образцов растений.
В 1848 году российский ботаник шведского происхождения Христиан Христианович Стевен в «Бюллетень Московского общества испытателей природы» т.3, стр. 275, описывает новый вид пиона, на основе сборов Виттманна – Paeonia Witttmanniana. Видимо не подозревая, что подобный пион с таким же названием уже описан двумя годами ранее.
Описание Стевена: Paeonia Wittmanniana m. коробочки голые, листья снизу опушенные и обесцвеченные, тройчатые, нижний и боковые листочки снова тройчатые или перистые яйцевидные заостренные.
С гор Карталинии на разделе между пров. Ахальзиче и горной пров. Ацкур сообщил садовник Виттманн: в холодных, тенистых долинах, встречается редко, цветет в мае.
Желтый цвет цветков сильно отличается от сородичей. Стебли голые, высотой до двух футов. Листья немногочисленные, черешок до последнего листочка длинный и слегка опушенный, на верхушке просто тройчатый, все листочки на голых черешках яйцевидные, длиной до 4 дюймов, 2 дюйма шириной, формой похожие на P. Russi. Размер венчика как у P. triternatae желтый. Чашечки чашелистиков яйцевидные, тупые, голые, длиной около дюйма. Пыльники оранжевые. Завязи голые с пурпурными рыльцами. От P. Russi отличается, кроме окраски цветков, голыми завязями, листьями с длинными черешками, сверху не блестящие, снизу с опушенные прямыми волосками, а не извилистыми».
В 1867 выходит в свет первый том знаменитого сочинения «Флора Востока» швейцарского ботаника Пьера Эдмонта Буассье, где указывается P. Wittmanniana описанный Стевеном по гербарию Виттмана. Но к нему добавляются еще два образца из Персии; один собран Д. Бузе в окрестностях Массула, и второй собран Бунге в провинции Астерабад. Эти образцы потом вызовут немало споров среди ботаников.
Российский ботаник Франц Иванович Рупрехт во «Flora Caucasi» опубликованной в 1870 году в Mémoires de l'Académie impériale des sciences de St.-Pétersbourg. 7e série, t.15. p.46. рассматривает пион, описанный Линдли и Стевеном, как один и тот же вид. Но отмечает, что есть различия в плодолистиках: «Самый отличный от всех пионов, самый красивый с желтыми цветками (не бледно-соломенными). Листья как у P. triternata снизу листочки всегда опушены; плодолистики у Стивена не изогнуты у основания, как у этого, а прямые, голые, но Линдли описывает их как войлочные и изогнутые на вершине.
Самый ценный для сада вид открыл садовник Виттманн в 1840 г. от Ацкура до верхнего Кира в субальпийском поясе, в начале июня! В цветении. (Wittm, mss!): in montibus Cartiliniam a provincia Achalziche separantibus, etiam in montosis pr. Atzkur in convallibus gelidis umbrosis rarius, fl. Majo (Wittm. ex Steven 1849, Wittm. n. 101! in herb. Meyer), с тех пор, насколько мне известно, он никем не обнаружен; в долине Багдати я бы не пропустил цветение в Чанис Чале (Chanisz Сhale) при восхождении из Оллисмерети на Секарис Абано (Ollismereti ad Sekaris Abano) 2 июня; Пион, который там обильно растет, по-видимому, P. triternata цветет, как я обнаружил, в марте. Пион, который позже Фрик отправил под № 902 Мейеру в MSS. как P. Wittmanniana, у него всегда были самые голые плодолистики, говорят, его собирали на горе Наккерала Радша (Nakkerala Radschae) и по дороге оттуда в Никорцминду (Nikorzminda) в тенистых местах; Там я 12 сентября тщетно искал по листьям эти пионы; Говорят, что цветы грязно-белые, и поэтому это скорее P. triternata var. albiflora Steven Fl. Tauriae? Однако я не хотел оставлять сомнений по поводу этой территории».
Рупрехт также выразил сомнения о принадлежности растений из Персии: «По словам Буассье «Флора Востока с. 97» у P. Wittmanniana «цветки бледно-охрянные» в пров. Астрабад и Гилан, но сам Д. Бузе в 1860 г. говорит, что видел «цветы белые, а не желтые» 26 апреля окр. Массула на высоте 840 hex. над Каспийским морем. Как же тогда совместить эти вещи?».
В 1872 году российский ботаник и топограф из Тифлиса Александр Павлович Оверин публикует статью «Узколистный пион как растение дающее крахмал» в Записках Кавказского Общества Сельского Хозяйства т. 1, стр. 19, где дает описание P. Wittmanniana Stev. (Bot. reg. 1846. T.9). с цветками белого цвета и голыми плодолистиками, места произрастания – Ахалцых, Карталиния, Сурамский перевал и на границе Персии, около Манула. В этой статье указывается еще один вид – P. Hartwissiana hort., который имеет желтые цветки и шерстистые плодики, стоячие, на концах загнутые. Происхождение – Херсон, Крым. (?).
P. Hartwissiana hort. и P. Wittmanniana Stev. как два разных вида, затем упоминается Рудольфом Эрнестовичем Траутфеттером в «Трудах Императорского С. Петербургского ботанического сада» за 1883 год, стр 61. Но в Index Kewensis plantarum phanerogamarum Vol. 2 pt. 1 1893-1895, P. Hartwissiana переведен в синонимы P. Wittmanniana, Hartwiss, ex Lindl. Bot. Reg. (1846), в том числе и P. Wittmanniana описанный Стевеном.
В 1882 году английский ботаник Джозеф Долтон Гукер описывает P. Wittmanniana в Botanical Magazine, 108, t. 6645, как имеющий голые плодолистики, тем самым подтверждая описание Стевена и не принимая во внимание предыдущее описание Линдли P. Wittmanniana, которое представляло собой растение с войлочными плодолистиками, хотя в тексте содержится информация об открытии этого пиона практически в тех же словах, что и в Edwards's botanical register. Далее в статье обсуждается, является ли P.Wittmanniana, уроженцем Северной Персии, который упоминает Буассье на основании сборов Бунге: «астерабадское растение Бунге, названное им так и о котором он сообщил в Гукеровском гербарии, не может быть этим видом, поскольку имеет очень мохнатые плодолистики. Настоящее же растение, находится в том же Гербарии, и собрано на Кавказе Фриком».
В 1887 российский ботаник Михаил Николаевич Смирнов в «Бюллетень Московского общества испытателей природы» стр. 962, сообщает о находке P. Wittmanniana в Накерал (Имеретия) указанное ранее Виттманном, но которое показалось г-ну Рупрехту сомнительным: «это растение было обнаружено несколько лет назад в большом количестве на склоне горы Джичис-Джрари на высоте около 1900 м. высоты, сделанное г-ном Радде и мной во время восхождения на эту гору, которое мы совершили в конце мая». Также он отмечает: «P. Wittmanniana St. – вид, эндемичный для Кавказа, хотя встречается и в соседней части Персии. Цветок этого растения в Талыше имеет более бледную окраску, как и на соседних горах Боржома и Ратчи. В Предкавказье этот вид не встречается, хотя наблюдается в Закавказье до высоты более 2000 м.».
В 1892 году немецкий ботаник Эрнст Хут публикует «Monographie der Gattung Paeonia» в Engler' s Botan. Jahrb., bd. XIV, в которой P. Wittmanniana помещает в монотипную группу α с желтыми цветками, тем самым отделяя её от P. obovata Maxim. И под этим видом подразумевает растения с голыми плодолистиками по Стевену и опушенными по Линдли. Географическое распространение ограничено двумя точками, отмеченные выше Стевеном и Смирновым. Хут отмечает, что образцы этих растений он не видел.
IXX век подходил к концу, но вопросы, связанные с желтыми пионами, так и не были решены. И как ни странно, все, описанные выше растения не являются тем Пионом Виттманна, который существует в современном представлении этого вида.