Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Второй вальный обвод Кёнигсберга (часть 7): Верхний фронт Краузенек – Штайндаммские и Трагхаймские ворота, бастион «Трагхайм».

Продолжение истории Второго вального обвода Кёнигсберга. Предыдущая часть материала - в статье ранее, а ссылки на всю подборку - внизу страницы.

ВЕРХНИЙ ФРОНТ КРАУЗЕНЕК.

Сегодня линия этого фронта идёт от ул. Профессора Баранова вдоль Гвардейского проспекта к Астрономическому бастиону.

◆◆◆

ТРАГХАЙМСКИЕ ВОРОТА (нем. Tragheimer Tor, не сохранились) находились в том месте, где из кёнигсбергского района Трагхайм дорога вела в пригород Марауненхоф. Это участок современной улицы Горького между торговыми центрами «Эпицентр» и «Акрополь».

-2

Ворота были выполнены в стиле неоготики из базальтовых столбов и имели столь мало значения, что при строительстве Второго вального обвода не получили существенных декоративных украшений и присущего другим подобным строениям историко-тематического оформления. Со стороны пригорода был мост через водный ров.

-3

Трагхаймские ворота снесли в 1910 году. Спустя 15 лет эта территория была передана под Немецкую восточную ярмарку Кёнигсберга.

◆◆◆

БАСТИОН «ТРАГХАЙМ» (нем. Bastion Tragheim, не сохранился) занимал пространство треугольника, на территории которого в современном городе располагаются: торговый центр «Акрополь», спортивный зал «Динамо», Собор Христа Спасителя. Фотографий и чертежей этого оборонительного объекта не сохранилось, но по имеющимся обрывочным описаниям можно судить, что по своей структуре он был аналогичен остальным бастионам обвода. В его задачи входил контроль пространства между Штайндаммскими и Трагхаймскими воротами. Первые прикрыть огнём могли орудия кавальера бастиона, вторые же находились в непосредственной близости – рядом с мостом Трагхаймских ворот шла бастионная стена с амбразурами, а за рвом располагался блокгауз.

Эскарпова стена, ров и блокгауз бастиона «Трагхайм», мост ворот, 1910 г.
Эскарпова стена, ров и блокгауз бастиона «Трагхайм», мост ворот, 1910 г.

С 1910 по 1913 годы муниципалитет проводил полный разбор фортификации на этом участке города. Были снесены не только ворота, но и бастион, срыли вал.

Хуфенфрайграбен, 1937 г.
Хуфенфрайграбен, 1937 г.

По водному рву принято неожиданное решение. После того как в расширяющемся за пределы Второго водного обвода городе был построен железнодорожный Северный вокзал, рельсы к нему со стороны Главного вокзала решили проложить аккурат по ставшему бесполезным оборонительному рву вдоль современного Гвардейского проспекта. Для этого проводят следующие действия. Ров у снесённого бастиона «Трагхайм», который подпитывался из Обертайха и шёл от башни Врангель, сохраняют открытым только до крайней северной точки. Дальше его «заковали» в подземный коллектор, направив под платформой Северного железнодорожного вокзала, после которого он «выныривал» в районе Хуфен (за современным Советским проспектом) и самостоятельно определял своё русло без вмешательства человека. На своём пути образовавшийся ручей проходит через зоосад и парк Луизенваль, поворачивал на юг и впадал в реку Прегель. Сегодня этот водный поток знает каждый калининградец, а называется он Парковый ручей. В Кёнигсберге именовали его с более техническим оттенком - Хуфенфрайграбен (нем. Hufenfreigraben) – Хуфенская открытая канава.

Скульптуры Германа Тиле, 1930-е годы.
Скульптуры Германа Тиле, 1930-е годы.

В 1913 году на набережной Обертайха – Верхнего пруда, в том месте, где Хуфенфрайграбен брал своё начало (юго-западное окончание пруда, рядом с башней Врангель) установили группу из четырёх скульптур морских животных (моржа, морского слона, морской собаки и морского льва) работы скульптора Германа Тиле. Второю мировую войну пережило лишь два животных из искусственного камня. В 2009-2012 годах проводились реставрационные работы с воссозданием утерянных скульптур. Изначально новые образы установили в неверной последовательности, что было вскоре исправлено. Также в ходе реставрационных работ выяснилось, что у сохранившихся скульптур моржа и тюленя… не оригинальные головы. Они изготовлены из иного материала, выполнены другой техникой.

-7

◆◆◆

ШТАЙНДАММСКИЕ ВОРОТА (нем. Steindammer Tor, не сохранились) или «Самые элегантные ворота Кёнигсберга» (по мнению горожан и путеводителей) были построены ещё в рамках Первого вального обвода и располагалась в районе северной оконечности главной дорожной артерии – Штайндамма, поэтому с 1630 года получили одноименное название – Штайндаммские ворота (нем. Steindammsches Wallentor). За валом шёл ров, через который перебросили мост.

-8

В современной системе координат ориентиром места расположения ворот можно считать точку пересечения Гвардейского проспекта и юго-западной части площади Победы. Их лицевая сторона смотрела бы на корпус ТРЦ «Европа» и здание администрации Калининграда, а по бывшему оборонительному рву ныне проходит железная дорога, часть которой спрятана под землёй.

-9

Ворота открывали вход в город со стороны Пиллау (совр. Балтийск). Сразу за ними начинался пригород Хуфен, в котором любили отдыхать горожане, особенно после того, как была обустроена деревянная прогулочная дорога (нынешний пр-т Мира) через лес, а позже сформировались частные парки, из которых особой популярностью пользовался Луизенваль.

-10

Когда строился Второй вальный обвод ворота изменили. Изначально они имели один проезд, после реконструкции получили четыре (по два для транспорта и пешеходов). Через них пролегал маршрут конки, а позже – трамвайные рельсы. На фасаде появились новые элементы оформления: гранёные башенки с остроконечными пирамидками, крестоцветы и крабы, фронтоны треугольной формы.

-11

Главным украшением являлась статуя Фридриха Вильгельма IV, исполненная из жёлтого песчаника скульптором Вольфом. Она была обращена к Ганзейской площади (совр. площадь Победы), а по бокам от неё располагались медальоны с гербом Пруссии. Таким образом, Штайндаммские ворота посвятили монарху, который в 1840 году утвердил петицию генералов о строительстве усовершенствованной городской фортификации.

-12

В 1912 году ворота демонтировали, т.к. они мешали новой транспортной и градостроительной схеме, начавшей формироваться после решения по присоединению пригородов. Ров, проходивший в этом месте, стал частью железнодорожного сообщения. Единственным сохранённым элементом ворот была статуя королю, которую передали в Крепостной музей при комендатуре.

-13

Так уж получилось, что Штайндаммские ворота своей смертью спасли большинство остальных: после того как закончился их разбор, жители Кёнигсберга осознали значимость утраты, вспыхнул скандал, горожане потребовали сохранить историческое архитектурное наследие. В итоге муниципалитет уступил и пересмотрел городской план. Ворота в городе более не сносили, а стали использовать для общественных нужд.

Продолжение следует…

© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.

-14

P.S.: Ещё больше интересной информации можете прочесть в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в формате pdf.
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта:
knowprussia.tilda.ws