Недавний крах Qiwi практически подвел черту под рынком необычных банковских услуг, история которого началась в далеком 2008 году. Да, первым банком без физических отделений был Тинькофф, но он был именно что банком, тогда как рынок – теневая его часть –нуждался в немного иных инструментах для проведения взаиморасчетов. Сегодня практически все эти взаиморасчеты переместились в мир бус и ракушек, что неудивительно – криптовалюты остаются последним островком «свободы» в движении серого, не отслеживаемого государственными институтами, капитала. А тогда в чести были другие инструменты.
Одним из главных инструментов для проведения расчетов – в том числе трансграничных – была система WebMoney. Она жива до сих пор, но пользуются ей сегодня совсем не те деятели, что раньше. По сравнению с другими платежными системами WebMoney, с одной стороны, была довольно сложной и больше похожей на нынешние системы с криптокошельками. С другой стороны, обналичить WebMoney было сильно легче, чем другие интернет-деньги, принимали их повсеместно, а внутри кошельков можно было быстро конвертировать валюты. Но время шло и WebMoney становилась все менее привлекательной, в первую очередь из-за постоянного ужесточения правил верификации кошельков, выставления лимитов и проч.
И вот тут-то можно вспомнить быстро вспыхнувший и столь же быстро погасший на нашем финансовом небосводе «Океан Банк». Он так же, как и Тинькофф, был банком без отделений, точнее, долгое время отделение у него было ровно одно. Но ходить туда смысла не было – банковские карты привозили курьеры, а снимать деньги можно было в сетях банков-партнеров (большая часть из которых сегодня так же как и «Океан Банк» уже является частью истории). Главным же преимуществом «Океан Банка» стал единственный в своем роде шлюз по выводу WebMoney напрямую на банковскую карту.
В те суровые времена выводить электронные деньги на банковскую карту можно было только через партнеров-обменников. У WebMoney внутри системы были инструменты, но они так же задействовали сторонних (или даже аффилированных) партнеров, а переводы занимали довольно длительное время. Сторонние же обменники (некоторые из которых даже обзавелись собственными интернет-СМИ, довольно популярными на тот момент) проводили переводы между системами и банковскими картами чуть быстрее, но все же не мгновенно.
История «Океан Банка» закончилась достаточно быстро. Злые языки утверждали, что эта финансовая структура вообще создавалась для обеспечения интересов неких людей, задействованных в одном мероприятии федерального масштаба. Мероприятие прошло, у банка отозвали лицензию, а последней новостью на профильном банковском ресурсе, связанной с банком, является недоумение АСВ по поводу бесследно исчезнувших 117 миллионах рублей.
Но свято место пусто не бывает, и место «Океан Банка» занял Qiwi. На этот раз все процессы проходили внутри платежной системы – у Qiwi были и собственные интернет-кошельки, и собственный выпуск карт Visa. Идеальная схема, обеспечивающая феноменальную скорость циркуляции денег. При этом в Qiwi учли ошибки предшественников, и обеспечили не только широкую работу в абсолютно белом легальном поле (например, проведение платежей между юрлицами в разных странах), но и даже вышли на биржу. Что не помешало ЦБ отозвать лицензию у «Киви-банка», причем по тем же формулировкам, что и у его менее известного предшественника – «нарушение федеральных законов о банковской деятельности и требований по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
На этот раз все прошло не так безболезненно, и для многих крах Qiwi стал серьезным ударом. Но если потратить немного времени и изучить историю «Океана» и «Киви», то можно найти большое количество совпадений. И еще с одним банком. Таким инновационным, таким шустрым, таким удобным. Но, возможно, это всего лишь совпадения.