Этот вопрос постоянно посещал мое зрительское сознание во время ежедневного просмотра спектаклей театрального фестиваля «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Он был приурочен, как легко догадаться, к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, а организовала его команда театра-фестиваля «Балтийский дом». Он прошел с 1 по 6 июня на берегах Невы.
Немного о цифрах. 12 театральных коллективов приняли участие в программе столь важного смотра – ключевого события юбилейной петербургской программы. Важным и принципиальным было правило отбора: в программу принимались только премьеры нынешнего сезона. Основной костяк составили постановки хозяев. Гостей представляли Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна и Владимирский академический областной театр драмы. Был еще и Алексей Гуськов из Москвы, читавший «Евгения Онегина» под саксофон. Но это был, так сказать, самый радикальный подход к пушкинскому тексту в рамках фестиваля, вполне созвучный игровому прологу фестиваля, разыгранному в формате стрит-арта у стен «Балтийского дома».
И вот в первый же день столкнулись в программе яркое и скромное. Сначала в «Балтийском доме» представили «Сказку о золотом петушке» (режиссер – Владимир Жуков), будто специально поставленную к «Русским сезонам» в каком-нибудь заграничье. А параллельно в Доме офицеров Музыкальный театра имени Ф.И. Шаляпина играл музыкальную комедию «Вымыслы», основу которой также составили сказки Александра Сергеевича.
Заметим попутно, что именно эта часть его литературного наследия была активно востребована на фестивале. К этой же части отнесем и спектакль Театра марионеток имени Е. С. Деммени «Сказка о царе Салтане» в режиссуре Леонида Алимова с необычайными эффектами и чрезвычайно довольными юными зрителями. Театр имени Ленсовета предпочел инсценировать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» (режиссер – Мария Романова). Спектакль сыграли на Малой сцене, чем обеспечили публике эффект «домашности». Ведь Александр Сергеевич слушал сказки от няни Арины Родионовны и неоднократно позже восклицал: «Что за прелесть эти сказки!».
Столь интенсивное «сказочное» начало было эстетическим контрастом по отношению к спектаклю «Онегин» театра «Драм. Площадка». Стилистика студенческой работы режиссера Евгения Страдвалле, казалось, извиняла практическое отсутствие декораций и несла в себе какой-то смысл. После увиденного простота визуального решения в черной гамме показалась принципиальным решением выделить не актеров, но текст. Он и прозвучал…Хотя понятно, что пушкинский шедевр достоин более насыщенного зрелищностью решения. О чем на Дворцовой площади (уже вне рамок фестиваля) напомнила музыкально-литературная композиция, блистательно разыгранная звездами театра имени Ленсовета.
Простота визуального решения при встрече с классикой не всегда оборачивается выигрышем для зрителей. Как, например, в версии «Маленьких трагедий», разыгранных артистами театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера». Сам мэтр вынул из цикла «Скупого рыцаря», оставив три других пьесы. Они и были сыграны в буквальном смысле слова на досках в полутора-двух метрах от зрителей. Что выглядело контрастом с другой версией драматургического шедевра классика, предложенного театром «Суббота» (режиссер – Андрей Сидельников), когда яркость изначального текста словно подсвечивалась приемом «театр в театре». И это был пример крайней эстетической дерзости по отношению к оригиналу Александра Сергеевича, предложенной хозяевами.
Решительное отношение к пушкинскому тексту довелось увидеть в озорном и до колик смешном спектакле донецкого театра … «Пиковая дама» (режиссер – Василий Маслий). Пересказывать его невозможно, но глаз было не оторвать. А всего-навсего надо было придумать сценарный ход, когда сюжет мистической повести Пушкина разыгрывается как рассказ…трех котов от разных хозяев. Гости из ДНР не изменили принципам своего театра и предложили публике самозабвенное музыкально-танцевальное действо с яркими комическими эпизодами. Особенно удались те, в которых участвовала та самая старая графиня (Алла Ульянова). После столь бурлескного спектакля можно было не удивляться мюзиклу «Барышня-крестьянка» (режиссер – Сергей Грицай), сыгранному труппой театра из Владимира. Любопытно, что вне рамок фестиваля этот же мюзикл играл театр «На Литейном». Кстати, именно Сергей Грицай, когда ставили этот спектакль 25 лет назад, выступал как хореограф. И вот он отныне «полный» автор постановки.
Что же касается премьерного спектакля, то в фестивальную программу включили постановку «Пушкин. Дорожные истории» (режиссер – Сергей Морозов), где сошлись на сцене театра «На Литейном» «Станционный смотритель» и «Граф Нулин». Видимо, грустить никому не хотелось. И, видимо, поэтому никто не рискнул ставить «Бориса Годунова» или «Русалку». Все-таки яркие цвета при известной скромности иных фестивальных постановок доминировали на сей раз в программе, словно с поэта снимали тот самый «хрестоматийный глянец», о котором так беспокоился в свое время Владимир Владимирович Маяковский.
Черно-белое решение выглядело не продуктивным. Особенно резким вышел контраст между стилем поведения актеров и цветовой гаммой сценического зрелища в премьере ТЮЗа имени А.А. Брянцева «Пушкин. Сквозь метель» (режиссер и автор композиции – Дмитрий Турков). Текст повести оказалось недостаточно и в ход пошли дневники и письма Пушкина и его окружения. При этом сценки игрались артистами во всем белом и только Александр Сергеевич бродил по сцене весь в черном. А за роялем пианист постоянно играл не то романс, не то рэгтайм. Чтобы нам не было скучно. Здесь окончательно настигла автора этих заметок мысль о разноцветии не только сюжетов и характеров пушкинских текстов, но и разноцветии его стиля. И попасть в его тональность бывает порою очень и очень трудно.
Пушкин благодаря столь яркому и компактному фестивалю вновь возник на горизонте нашей с вами культурной жизни. Осталось понять: хватит ли увиденного и услышанного нами на ближайшие четверть века? Ибо следующий юбилей со дня рождения А.С. Пушкина нам предстоит отмечать аж в 2049 году. Дождемся?
Cергей Ильченко