Найти тему

Технологический суверенитет Российской Федерации.

В данном тексте будет рассматриваться тема достижения технологического суверенитета в Российской Федерации. Она стала довольно популярной в 2022 году, и с тех пор становится всё более и более актуальной. На это указывают постоянно растущее число упоминаний технологического суверенитета в средствах массовой информации (СМИ), увеличение числа проектов, имеющих отношение к данной теме, и их финансирования.

Что такое технологический суверенитет?

Для понимания того, о чём говорится далее в тексте, надо понимать, что разные политики, учёные или изобретатели имеют в виду, говоря о технологическом суверенитете. Рассмотрим несколько определений этого термина.

Первые упоминания словосочетания “технологический суверенитет” датированы 70-80 годами прошлого века. Одно из первых определений дается в статье статье “Forgotten factor in the hi-tech”, выпущенной в декабре 1983 года. Пол Грант, автор этой статьи, пишет, что “технологический суверенитет это способность и свобода выбирать, создавать, приобретать и применять, рассчитывать на и эксплуатировать коммерческие технологии необходимые для индустриальных инноваций”.

Другим, более современным и одним из самых простых, с моей точки зрения, определений является “способность государства (нации) иметь контроль над их технологическими ресурсами”. Это определение было представлено в статье Гленна Дизена под названием “Russia’s Future Depends on Technological Sovereignty”, которая посвящена достижению технологического суверенитета в Российской Федерации. Эта статья была выпущена в декабре 2023 года.

Если же обратиться к более официальным источникам, то можно найти, что под технологическим суверенитетом в Российской Федерации подразумевается “наличие в стране критических сквозных технологий, собственных линий разработки и условий производства продукции, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать национальных целей и реализовывать национальные интересы”. Определение представлено и закреплено в Концепции технологического развития на период до 2030 г, которая была принята в мае 2023 года, а её утверждение было подписано председателем правительства Михаилом Мишустиным. Этот документ был разработан по поручению Президента России по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, и именно на определение из него я буду ссылаться, говоря о технологическом суверенитете далее в тексте.

В чём заключается его польза?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, подробнее разберем определение, представленное в прошлом абзаце. Под критическими технологиями понимаются “отраслевые технологии, критически необходимые для производства важнейших видов высокотехнологичной продукции и создания высокотехнологичных сервисов, имеющие системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач и обеспечения обороны страны и безопасности государства”. Это определение, как и следующее, даны в Концепции технологического развития, упомянутой ранее. Сквозные технологии - это “перспективные технологии межотраслевого назначения, обеспечивающие создание инновационных продуктов и сервисов и оказывающие существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки и (или) способствуя формированию новых рынков. Сквозные технологии определяют перспективный облик экономики и отдельных отраслей в течение ближайших 10 - 15 лет”. Например, разные источники относят сюда искусственный интеллект, квантовые технологии, а также технологии связанные с виртуальной реальностью, беспроводной связью, анализом данных и кибербезопасностью. Простыми словами, технологический суверенитет - возможность страны совершить полный производственный цикл этих технологий. То есть достижение технологического суверенитета означает способность самостоятельно произвести все наиболее важные для государства технологии, независимо от других. Это обеспечивает безопасность, уверенность в завтрашнем дне, а также оказывает огромное положительное влияние на различные сферы жизни, такие как образование, здравоохранение, экологию и другие.

Отдельно стоит отметить огромное влияние технологического суверенитета на экономику страны. Он неразрывно связан с ней, одним из доказательств этого является то, что тема достижения технологического суверенитета в России поднималась на Петербургских международных экономических форумах 2022 и 2023 годов. Так, в рамках ПМЭФ-2022 о технологическом суверенитете высказывались Дмитрий Песков, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, и Александр Аузан, декан экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. По словам Дмитрия Пескова, технологический суверенитет непрерывно связан с экономическим, являясь его частью. Александр Аузан считает, что никакая страна в мире, на момент 2022 года, не производила “полный набор продуктов”, то есть не обладала суверенитетом. Многие страны пытаются достичь этого постепенно, но из-за “санкционного шторма”, случившегося в 2022 году, Россия не может пойти по этому пути. Из-за чего будет сильно меняться в том числе и экономическая модель государства. В качестве примеров возможных изменений Дмитрий Песков, говорит, что, например, должны появится корпорации нового типа, нацеленные не на прибыль акционеров, а на создание продукта. А для этого, в свою очередь, должна поменяться модель экономической поддержки, то есть, кредитные модели. Это учитывалось в том числе при создании документов, о которых будет рассказано далее в тексте.

Что уже сделано для его достижения?

Как говорилось ранее, популярность темы ТС сильно выросла в 2022-2024 годах, однако считать, что технологический суверенитет начал зарождаться тогда - не совсем верно. Скорее, он начал зарождаться в 2015 году, на это, вероятно, повлияли санкции от западных стран. Они, послужили знаком для старта политики импортозамещения, которая привела к политике по достижению технологического суверенитета. В этот год вышло 2 важных документа, частично затрагивающих эту тему:

  • Постановление от 4 августа 2015 года №785

Этим постановлением была создана комиссия по импортозамещению, для повышения эффективности реализации государственной политики в сфере импортозамещения. При поддержке комиссии были реализованы или реализуются различные проекты по импортозамещению, например проекты по импортозамещению в медицинской и фармацевтической отраслях или проекты по импортозамещению оборудования для топливно-энергетических и нефтегазовых отраслей.

  • Постановление от 16 ноября 2015 года №1236

Название этого постановления - “Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.” Оно устанавливает порядки формирования и ведения реестров российского и евразийского программных обеспечений, требования к техническим средствам для включения в российский реестр программ для ЭВМ (электронных вычислительных машин) и баз данных, а также содержит порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета, если пока что не существует российского ПО, подходящего для обеспечения нужд. Тем самым оно помогает импортозамещению технологий.

В 2022 году начался активный процесс, способствующий достижению технологического суверенитета, наибольшая активность пришлась на 2023 год. Здесь можно проследить аналогию с 2015 годом и санкциями, которые привели к увеличению проектов по импортозамещению. Технологический суверенитет, в каком-то смысле, можно считать полным импортозамещением технологий. Что именно было принято в 2023 году:

  • Постановление от 15 апреля 2023 года №603:

В нём определены 13 приоритетных направлений, это отрасли, где уровень локализации производства составляет менее 50% или критически важные направления, а также приоритеты для проектов структурной адаптации экономики к сегодняшним реалиям. Помимо этого в документе министерству экономического развития Российской Федерации было поручено создать Межведомственную комиссию по технологическому суверенитету и структурной адаптации экономики Российской Федерации.

  • Концепция технологического развития

О ней уже упоминалось в самом начале, и помимо прочего в ней намечены ключевые цели технологического развития. Одной из них является обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий. В документе закреплены следующие показатели ее достижения к 2030 году: достигнутый уровень технологического суверенитета по видам продукции, достигнутый уровень развития критических и сквозных технологий (в соответствии с установленным перечнем), снижение коэффициента технологической зависимости в 2,5 раза, рост внутренних затрат на исследования и разработки (в сопоставимых ценах, к уровню 2022 года) не менее чем на 45 процентов. Коэффициентом технологической зависимости является соотношение числа иностранных и отечественных патентных заявок на изобретения, и, согласно документу, на 2023 год он составляет около 68%.

  • Постановление от 2 декабря 2023 года №2064

Этим постановлением были утверждены некоторые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Среди них изменения в постановлении о программе “Фабрика проектного финансирования”. В том числе изменения о выдаче технологических кредитов, реестре проектов, подробнее разберем это в следующей части.

Какие именно меры поддержки предлагает государство?

Проекты, по которым получено заключение экспертной организации или Межведомственной комиссии по технологическому суверенитету и структурной адаптации экономики Российской Федерации, а также подходящие по требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603, упомянутом выше, могут получить технологический кредит. Это кредит, предоставляемый Российской кредитной организацией, подходящей под определённые требования. Кредитование происходит при помощи программы “Фабрика проектного финансирования”, которая проводится государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ". Проекты, которые получают займы, включаются в реестр, который она ведет. На проекты существуют следующие ограничения: сумма всех поручительств, предоставляемых ВЭБ.РФ в обеспечение исполнения обязательств заемщика по технологическим кредитам в рамках настоящей Программы не может превышать 200 млрд. рублей, а сумма затрат на один проект не может превышать 1 млрд и 200 млн. рублей (включительно и без учета процентов по кредитам) и не может составлять более 80% полной стоимости инвестиционного проекта. Срок действия кредита - от 3 до 15 лет (включительно).

Подводя итоги, технологический суверенитет - это наличие в стране собственных критических сквозных технологий, а также предприятий, создающих их. Он помогает обеспечить безопасность страны и защиту национальных интересов. Тема достижения технологического суверенитета в России стала популярна в 2022-2023 году, а ее предпосылкой можно назвать процесс импортозамещения, активно начавшийся в 2015 году. Проекты, направленные на достижение технологического суверенитета поддерживаются государством и частными инвесторами.

Источники:

1. “Концепция технологического развития на период до 2030 года”. // Правительство Российской Федерации официальный сайт http://static.government.ru/media/files/KlJ6A00A1K5t8Aw93NfRG6P8OIbBp18F.pdf

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р // Официальный интернет-портал правовой информации.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312070025

3. “Фабрика проектного финансирования”. // Министерство экономического развития Российской Федерации.

https://invest.economy.gov.ru/fabrika-proektnogo-finansirovaniya

4. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утверждён 18 июля 2022 года // Официальный сетевые ресурсы Президента России http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69277

5. Постановление от 4 августа 2015 года №785 “О создании Правительственной комиссии по импортозамещению и её составе” // Правительство Российской Федерации, официальный сайт. http://static.government.ru/media/files/gP7IKCc3BsBTtEQuYjUxArQ28Dr3oyA3.pdf

6. Постановление от 16 ноября 2016 года №1236 “Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.” // Правительство Российской Федерации, официальный сайт.

http://static.government.ru/media/files/ac872y0wqioFnrRUeTnpGjEavWCfgEAo.pdf

7. Постановление от 15 апреля 2023 года № 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304170025

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2023 № 2064
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312070025

9. “Дмитрий Песков и Александр Аузан о технологическом суверенитете и технологиях будущего для России”. // ТАСС Конференции

https://www.youtube.com/watch?v=HXIlQZPZweI

10. “TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY: FORGOTTEN FACTOR IN THE ‘HI-TECH’ RAZZAMATAZZ// Журнал “Prometheus”, Пол Грант

https://www.scienceopen.com/hosted-document?doi=10.1080/08109028308628930

11. “Russia’s Future Depends on Technological Sovereignty” // Гленн Дизен. https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/columns/cybercolumn/russia-s-future-depends-on-technological-sovereignty/