Найти тему
VarТехник

Работа вышибных панелей у Т-90М. Они вообще работают?

Оглавление

За всё время актуального конфликта на приграничной с Россией территории, Т-90М попадал на видео неоднократно. Последствия были самыми разными – от успешного выживания танка до его полного уничтожения. Появились кадры и изнутри Т-90М при попадании кумулятивного крышебойного боеприпаса, но это не тема материала… Примечательно то, что кадров поражения кормовой ниши с последующим возгоранием или взрывом снарядов в нише практически нет. Возникает вопрос – а нужна ли она?

Задача кормовой ниши башни

Кормовая ниша башни на подавляющем большинстве танков выполняет роль отсека для хранения так называемой «боеукладки первой очереди». Это снаряды, которые находится в ближайшем доступе к заряжающему для упрощения и ускорения его работы. Следствием такого компоновочного решения становится повышенная скорострельность основного боевого танка.

На опыте конфликтов середины прошлого века и не только, танкостроители разных стран мира отметили повышенную опасность размещения снарядов в башне. В неё приходится большинство попаданий, и кто бы что не говорил, но в наши дни ситуация радикально не изменилась. Следовательно, если башня удобное место хранения боеприпасов для повышения темпа стрельбы, экипаж надо как-то защищать от собственного боекомплекта.

-2

В странах НАТО проблему решили благодаря ослабленной зоне над кормовой нишей, а снаряды изолировали от экипажа перегородкой и бронированной шторкой. Интересен и тот факт, что первые вышибные панели появились на MBT-70, перезарядка в котором осуществлялась с помощью автомата заряжания. Однако, суть вышибных панелей от этого не меняется.

Вышибные панели в Т-90М

У российского ОБТ Т-90М, кормовая ниша башни выполняет совершенно другую функцию. Её задача не обеспечить удобный и быстрый доступ к снарядам, а перенести не автоматизированные места хранения из боевого отделения за его пределы. Логика вполне ясна, ведь экипажи танков советской школы практически не могут использовать не автоматизированные места хранения снарядов во время боя. В этом случае, кормовая ниша ещё и облегчает задачу переноса боеприпасов из укладок в автомат или механизм заряжания.

-3

Есть и существенная конструктивная разница, ведь во всех танках западной школы, перегородка имеет ослабленную зону в виде шторки, будь она большой, для доступа заряжающего, или маленькой при использовании автомата заряжания. У Т-90М такой проблемы нет – кормовая ниша отделена толстым 70-80 мм стальным листом без ослабленных мест.

Вышибные панели работают?

В Т-90М, как и во многих других танках армии России, стараются брать в бой то количество снарядов, которое помещается в автомат или механизм заряжания – 22 или 28 боеприпасов соответственно. Из-за этого, попадание по кормовой нише башни редко приводит к каким-либо повреждениям кроме дырки. Однако, известны случаи поражения снарядов и пороховых зарядов.

-4

При изучении кадров с попаданиями по кормовой нише, удалось найти несколько случаев попадания FPV-дронов по кормовой нише с возгоранием снарядов и зарядов. Интересно то, что огонь из ниши не вредил боевому отделению, хотя танк лишался хода. Причина – поражение кормовой ниши производилось при отходе танка в тыл. Башня находилась в походном положении, и кормовая ниша была ровно над двигателем. Перегрев последнего выводил силовой агрегат из строя, танк теряли с возможностью дальнейшей эвакуации, а экипаж выживал.

Так что, как предполагалось годами ранее, кормовая ниша башни у Т-90М удачнее западных образцов из-за отсутствия ослабленных зон и как следствие, поражение снарядов в ней не влечёт за собой печальных последствия для экипажа.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.