При регистрации автомобиля в ГИБДД важно учитывать все нюансы этого процесса. Необходимо знать, как правильно поставить машину на учёт, что делать с тюнингом, сколько дней можно ездить без номеров и как сэкономить.
Зачем ставить машину на учет?
Чтобы иметь возможность пользоваться автомобилем, его необходимо поставить на учёт в ГИБДД. Хотя правильное название процедуры — регистрация транспортного средства, многие водители и даже инспекторы ГИБДД используют более привычное выражение.
Номера необходимы для любого автомобиля, будь то новая машина или с пробегом. В ГИБДД постановку на учёт сравнивают с пропиской в квартире — после оформления только владелец имеет право управлять своим автомобилем. Кроме того, полиции гораздо легче найти угнанный автомобиль, если он был зарегистрирован.
Постановка автомобиля на учёт также означает, что установленное на нём оборудование безопасно для других участников дорожного движения. Прежде всего это касается тюнингованных автомобилей. Однако при установке дополнительного оборудования владельцу придётся не только обратиться в ГИБДД, но и посетить специализированные лаборатории для получения заключения о безопасности вносимых изменений в конструкцию.
Все ли машины требуется ставить на учет?
Все автомобили и мотоциклы с двигателем мощностью более 4 кВт или способные развивать скорость свыше 50 км/ч, а также прицепы и транспортные средства, временно ввозимые в Россию из-за границы на срок более одного года, подлежат обязательной регистрации. Поставить автомобиль на учёт может владелец, достигший 16 лет, либо его доверенное лицо.
Как получить СТС?
После регистрации автомобиля владелец получает свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), которое является одним из основных документов автомобилиста. Отсутствие СТС влечёт за собой штраф в размере 500 рублей. В случае утери документа водителю предстоит непростая процедура его восстановления.
Срок действия регистрации не ограничен, поэтому ежегодно продлевать СТС не нужно. Исключение составляют автомобилисты без постоянной регистрации — они могут поставить машину на учёт только на срок временной регистрации.
Когда нужно ставить автомобиль на учет?
После покупки автомобиля у нового собственника есть 10 дней на его регистрацию. Всё это время можно ездить без государственных регистрационных знаков и не бояться быть оштрафованным.
Однако в Москве такие автомобили не стоит оставлять даже в разрешённых местах и на платных парковках — их могут эвакуировать. С 2017 года машины, владельцев которых невозможно идентифицировать, признали потенциально опасными и начали увозить на спецстоянки по решению антитеррористической комиссии.
Также стоит помнить, что на 11-й день езды без номеров водителя могут оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 рублей по статье 19.22 «Нарушение правил регистрации» (для должностных лиц — от 2000 до 3500 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 10 000 рублей). Такой штраф придётся заплатить, если попытаться зарегистрировать машину позже.
Если водителя без номеров остановят инспекторы ГИБДД, ему выпишут штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении автомобилист может лишиться прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Регистрация машины у дилера
Те автолюбители, которые готовы заплатить больше, могут воспользоваться услугой регистрации автомобиля прямо в автосалоне. Однако стоит учесть, что не все дилеры предоставляют эту услугу: она не представляет интереса для дилеров из-за ограничений по стоимости её предоставления.
Чтобы выполнять часть функций ГИБДД, автодилер должен получить статус специализированной организации. В этом случае стоимость услуги не должна превышать 500 рублей, а продажа номерных знаков — 2000 рублей. Осмотр автомобиля при этом проводит специально обученный сотрудник автосалона.
В ГИБДД на эвакуаторе
У дилеров гораздо более востребована старая и проверенная схема: новую машину доставляют в ГИБДД на эвакуаторе, после чего автомобиль ставят на учёт по доверенности. Стоимость такого сервиса у крупных автодилеров составляет примерно 10–20 тысяч рублей. Столь высокие цены исполнители объясняют сопутствующими расходами: на топливо, работу эвакуатора и его водителя. Они утверждают, что стоимость услуги не пугает клиентов, которые не хотят тратить время и нервы в отделениях ГИБДД.
Когда накладывают запрет на регистрационные действия
Иногда водителям запрещают осуществлять любые регистрационные действия с автомобилем. Обычно это происходит, если у человека есть задолженность по налогам, алиментам, штрафам ГИБДД, а также долги перед коммунальными службами или кредитными организациями. В таких случаях запрет на регистрационные действия накладывают судебные приставы. Аналогичным правом обладают и сотрудники ГИБДД.
Сотрудники полиции могут запретить постановку автомобиля на учёт, если обнаружат несоответствие внешних характеристик машины данным, указанным в техническом паспорте. Также этим правом могут воспользоваться таможенные органы, если выявят нарушения в правилах ввоза транспортного средства или установят факт предоставления недостоверной информации. Если водитель не согласен с решением представителей этих ведомств, он может обжаловать его в прокуратуре.
Документы для постановки автомобиля на учет в 2024 году
Перед тем как отправиться на регистрацию, необходимо подготовить все необходимые документы.
Для регистрации нового автомобиля в 2023 году понадобятся:
- паспорт
- заявление
- договор купли-продажи
- полис ОСАГО
- квитанция об оплате всех госпошлин
Отсутствие полиса ОСАГО станет препятствием для регистрации автомобиля, но предоставлять его в ГИБДД не нужно — у сотрудников есть доступ к базе данных РСА, где они могут проверить наличие страховки.
Примечательно, что 7 ноября 2023 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий исключить полис ОСАГО из списка документов, необходимых для регистрации приобретённого автомобиля. Однако в РСА к этой инициативе отнеслись с осторожностью, и документ всё ещё находится в процессе доработки.
Пакет документов для постановки на учёт автомобиля, купленного на вторичном рынке, практически не отличается. Но важно помнить, что при регистрации подержанного автомобиля старше четырёх лет в ГИБДД необходимо предоставить данные о прохождении техосмотра.
Что касается государственных номеров, то новый владелец может оставить старые или поменять их. Если на регистрацию автомобиля приезжает представитель владельца, то в ГИБДД необходимо предоставить доверенность.
Дополнительные документы и нюансы
В некоторых случаях перечень документов, необходимых для регистрации автомобиля, может быть увеличен. Например, любителям тюнинга сначала нужно согласовать, а затем предоставить информацию об изменениях в автомобиле в специализированные организации, чтобы получить документ, подтверждающий безопасность нестандартного оборудования. Без этого сертификата автомобиль не поставят на учёт в ГИБДД.
Также можно зарегистрировать и повреждённый автомобиль. Однако в его паспорте транспортного средства будет сделана соответствующая отметка при снятии или постановке на учёт. Зачастую у подержанных автомобилей VIN-номер становится нечитаемым из-за времени или других факторов. В такой ситуации автомобиль отправят на экспертизу для идентификации транспортного средства. После этого на автомобиль нанесут дополнительную маркировку.
Куда обращаться для регистрации автомобиля
Есть несколько способов поставить автомобиль на учёт. Это можно сделать в отделении ГИБДД, в МФЦ или через портал Госуслуг (но в любом случае придётся посетить Госавтоинспекцию).
Общая сумма пошлин составит более 3 тысяч рублей. Раньше при записи через Госуслуги можно было получить скидку 30 %, но с 1 января 2023 года она больше не действует.
В 2024 году полностью перейти на онлайн-регистрацию не получится: автомобиль обязательно должен осмотреть инспектор ГИБДД или сертифицированный специалист дилерского центра.
Как поставить машину на учет через Госуслуги
Наиболее удобный способ записи на регистрацию автомобиля — через портал Госуслуг. Воспользоваться услугой могут только авторизованные пользователи. На портале в строке поиска необходимо ввести «регистрация ТС» и выбрать подходящую ссылку. В том числе, онлайн можно выбрать нужное отделение ГИБДД и удобное время посещения.
Подача заявления о постановке на учёт через сайт позволяет сэкономить время, поскольку все персональные данные заполняются автоматически, загружаясь из базы данных портала. Тем не менее, пройти всю процедуру в онлайн-формате невозможно — владельцу автомобиля всё равно нужно будет приехать в ГИБДД для осмотра машины и получения номеров.
Как поставить машину на учет через МФЦ
С 2024 года зарегистрировать автомобиль можно будет в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг (МФЦ), но только в тех, где есть специальная площадка для осмотра автомобиля сотрудником ГИБДД. Адреса таких центров можно уточнить по горячей линии МФЦ, а записаться на приём — через сайт Госуслуг.
Для регистрации понадобятся стандартные документы:
- заявление установленного образца о регистрации ТС
- паспорт
- ПТС
- документ, удостоверяющий право собственности
- документ, удостоверяющий полномочия на предоставление интересов собственника ТС (при наличии)
Кроме того, водителю нужно будет оплатить госпошлину за регистрационные действия, включая выдачу регистрационных знаков и СТС, и предоставить соответствующую квитанцию. Осмотром автомобиля займутся сотрудники ГИБДД, а работники МФЦ — приёмом и выдачей документов и государственных регистрационных знаков.
Как поставить машину на учет в ГИБДД
Чтобы зарегистрировать автомобиль, можно обратиться в любое удобное подразделение ГИБДД. Записаться на регистрацию можно лично или через портал Госуслуг. В установленное время водитель должен прибыть в ГИБДД на своём автомобиле, имея при себе необходимые документы и квитанцию об оплате государственной пошлины.
После подачи документов сотрудники ГИБДД сверят VIN-номера, номера двигателя и шасси с данными из ПТС. Следует иметь в виду, что если у приобретённого автомобиля номер относится к другому региону, то при постановке на учёт придётся оформить новые номера. При этом зарегистрировать автомобиль можно в любом подразделении ГИБДД. Так, житель Москвы может сделать это даже в Хабаровске.