Сегодня мы перенесемся из XIX века в век ХХ – й и познакомимся еще с одним очень интересным человеком, русским патриотом, нашим современником Михаилом Чвановым.
Михаил Чванов, писатель, директор мемориального Дома-музея С.Т. Аксакова, родился 25 июля 1944 года в Салаватском районе Башкортостана. В 1967 г . окончил филологический факультет Башгосуниверситета.
Был учителем в сельской школе, разнорабочим на стройке, журналистом, работал в книжном издательстве, в правлении союза писателей.
Как спелеолог, был одним из руководителей экспедиции, первоисследовавшей крупнейшую пещерную систему Урала — пропасть Кутук-Сумган, за что в 1967 году Министерством геологии СССР был награждён почётным знаком «Отличник разведки недр». С вулканологами поднимался к кратерам действующих вулканов Камчатки: Безымянного, Острого и Плоского Толбачиков, высочайшего вулкана Евразии Ключевского (4850 м). После катастрофы вертолёта поздней осенью кочевал в отрогах хребта Сунтар-Хаята в верховья реки Охоты. В 70-е годы — один из руководителей Всесоюзной экспедиции по поискам без вести пропавшего при перелёте через Северный полюс из СССР в США в августе 1937 года самолёта С. А. Леваневского.
Десятилетия он занимается изучением творчества писателя-земляка С. Т. Аксакова. Председатель Аксаковского фонда, в 1992 году возглавил Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова в Уфе, созданный при его участии.
Секретарь Правления Союза писателей России, член общественного совета журнала «Наш современник», редакционного совета журнала «Роман-журнал XXI век», вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры.
В 2006 г . награжден Большой литературной премией I степени Союза писателей в номинации «Лучшее произведение 2005 г .» за книгу «Мы – русские? Всего мира Надеждо и утешение».
***
«На Земле есть только одна сила, способная остановить сползание в пропасть. Эта сила- мы сами. Вопроси каждый совесть свою – и она ответит тебе, что нельзя, недопустимо более ставить вопросы личного благополучия, покоя и комфорта выше понятий гражданского долга и ответственности за судьбы страны. Всякий должен сделать конкретный выбор на своем месте. Только помните при этом: если мы позволим помыкать собой, безропотно и безгласно снося раз за разом все оскорбления, издевательства и беззакония, непременным результатом такого жалкого безволия станет рабство еще более тяжкое, чем то, от которого Россия лишь недавно избавилось».
Эти слова митрополита Санкт – Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) как никакие другие, очень ярко характеризуют нашего современника, писателя, публициста Михаила Чванова.
И одним из людей, которые всеми своими силами стремились остановить сползание в пропасть, был Михаил Чванов. Михаил вспоминает слова бесстрашного глашатая Русской православной церкви:
- Россия во мгле. В хаосе лжи и смуты она бредет, истощая последние силы, сама не зная куда, - лишенная веры и здравой исторической памяти, преданная вождями, оболганная клеветниками, окруженная хищной толпой претендентов на ее грандиозное многовековое наследие.
Уже 30 лет нет с нами Владыки Иоанна. Но до сих пор актуальны, жгут сердца людей его слова, и сейчас они актуальны, как никогда.
"Тем, кто сознательно содействует творимому злу, скажу так: да, вы опытны, изворотливы и хитры. Вы знаете, что всякий народ – это дитя. Русский же народ, сверх того – дитя – дитя доверчивое, доброе и простосердечное. Вы дурачите его сказками о «народовластии», мутите разум с помощью «средств массовой информации», вымогаете – ложью и лестью – на всяческих выборах и «референдумах» его согласие на собственную смерть, предлагая вновь и вновь оказывать вам доверие и одобрить вашу подлую , безнравственную политику уничтожения России. Вы – в который раз уже! - надеетесь обмануть всех и вся".
Михаил вопрошает – можно ли называть русский народ великим? Ничего так не вредит русскому народу, как ложное представление о самом себе. Великим он показал себя в последний раз в годы Великой Отечественной войны, а потом, потеряв Бога потеряв национальную идею – он замкнулся в себе. Он не захотел защищать трусливого – бездеятельного ГКЧП. А в это время какая – то шайка одесских мальчиков стала расхищать страну.
Михаил уверен: в России давно уже правит тайна беззакония. А мы уже не народ, а народонаселение. Мы легко согласились, в отличие от татар и башкир, убрать графу «национальность». Получается, что у русского народа нет своей силы, своей воли.
Боль и горечь сквозит в словах Михаила: «Русское сопротивление разобщено. В русских организациях почти нет молодежи, а любое движение, в котором нем молодежи, обречено (большевики это, кстати, хорошо понимали).
Надо поставить себе диагноз – пишет Михаил. Зачем убаюкивать народ сказками, что народ наш здоров и велик? А правда такова, что стоим мы у последней черты. Нет сегодня ничего более пагубного, чем даже происки врагов, как квасной патриотизм, стенания о величии России.
Сколько можно плакать и стенать: нас угнетают, унижают наше русское национальное достоинство, даже овощные рынки в чужих руках.
И далее: «Где, наконец, русское сопротивление? Но заключаться оно должно не в пугачевщине, к которой тут же пристроят очередного Ильича. Русский народ должен узнать всю горькую правду о себе, в том числе и ту, что он, может, уже не оправдывает своего названия».
Но эта правда не должна его окончательно убить, а заставить встать с колен, снова почувствовать себя русским.
И Михаил с горечью повествует – Советского Союза уже нети поэтому так трагична его судьба – без национальной идеи, без Бога, без Веры. Это состояние выразил давно, коротко и ясно Ф.М. Достоевский: «Русский – это православный. Русский без Бога – совершеннейшая дрянь».
И когда православное чувство уничтожалось – русский народ становился вселенской дрянью слепым орудием всевозможных мессий и революционеров.
И этим объясняется то, что русский народ время от времени вставал на путь самоуничтожения, как, например, в 1917 году.
На самом деле, если Бога нет, пусть тешатся, бьют лбы в своих церквах. Но большевики начали свое самоутверждение именно с уничтожения Православной Церкви. И в большинстве своем русский народ не встал на ее защиту, а сам участвовал в ее уничтожении или равнодушно наблюдал сл стороны. И если некоторым представляется необъяснимой наша победа в Великой Отечественной войне, то объяснение простое: тогда еще не произошло разрыва поколений, и победил православный народ, правда, не осознающий этого.
Буквально вопиет Михаил Чванов - может ошеломил кого – то во власти, что одна комиссия ООН внесла русский народ в список вымирающих. Может, конечно, внесли в этот список специально, чтобы окончательно раздавить нас морально. А если нет? Что тогда? Так и будем молчать?
Но были на Западе не только враги. До сих пор стоят во всех городах и городках России памятники Ульянову – Ленину – Бланку, изрядно потрудившемуся на ниве уничтожения русского народа. Почему мы по своей варварской привычке считаем великими тех, кто уничтожал народы – и наши и чужие. На этом памятнике должна стоять надпись: «Фритьофу Нансену- благодарная Россия!» Этот норвежец, полярный исследователь, у которого вовсе не было в России близких и дальних родственников, оставил все свои дела и все свои силы посвятил сбережению русского народа.
Однажды, побывав на полярной окраине на окраинах России, а потом глубже узнав ее в путешествии по Сибири, он глубоко полюбил Россию, и не просто полюбил, а увидел, что за ней стоит будущее не только Европы, но и всей планеты.
После Гражданской войны в за рубежом томились тысячи интернированных и военнопленных. Лига Наций предложила поручить решение этой проблемы одному лицу, придав ему чрезвычайные полномочия верховного комиссара. На это предложение согласился Фритьоф Нансен, перечеркнув все свои научные планы.
Занимаясь с военнопленными, он обнаружил, что на Россию надвигается ужасающий голод. Из сельского хозяйства были изъяты во время войны 17 миллионов человек и 2 миллиона человек. А тут еще на европейскую часть России, Урал и Сибирь обрушалась страшная засуха.
Такое случалось и ранее, но царское правительство, зная об этом, заранее и создавало в таких районах продовольственные запасы и проблема как – то решалась. Большевики же своей жестокой политикой продразверстки выгребали даже в засушливых районах абсолютно все, вплоть до семенного зерна. Большевики своим рупором избрали М. Горького, который обратился к мировому сообществу, после чего спокойно укатил за границу.
Нансен обратился к мировым державам, но все они ответили отказом, под предлогом нежелания сотрудничать с большевиками.
И тогда Нансен обратился к частным лицам, причем оказывать помощь при противодействии большевикам чуть ли не подпольно. Помощь начала стекаться со всеми мира, причем от самых неимущих. Один рабочий из Монтевидео прислал все свои сбережения – 12 тысяч песо, французский поэт – 48 тысяч франков. А юная девушка из США, разбив свою копилку, прислала все ее содержимое – 341 доллар.
Нансеновская миссия помощи голодающим работала в России с сентября 1921 года по август 1923 года и спасла от голодной смерти 6,4 миллиона детей и почти полмиллиона взрослых.
Иезуиты – большевики от лица Михаила Калинина поблагодарили Нансена. Сам Калинин, принимая Нансена, демонстративно пил с ним морковный чай, а потом шел откушать в спецбуфет, меню которого не отличалось от меню дорогих ресторанов.
В то время, когда тысячи людей в России умирали от голода, большевистское правительство посылало продовольствие бастующим английским рабочим.
Еще в 1930 году Моссовет постановил открыть памятник Нансену, но открыт он бы только 18 сентября 2002 года исключительно огромными усилиями президента общества «Россия – Норвегия», который при открытии памятника с горечью сказал: «Про Нансена у нас просто забыли».
Михаил Чванов очень тепло отзывался о Нансене. Он никогда не опускался до квасного, примитивного патриотизма и считал, что и на Западе были люди, которые буквально спасали Россию в трудные для нее времена.
Чувствуется, что Михаил Чванов любит Россию, переживает и ему хочется видеть ее действительно великой державой. Пожелаем ему успехов в его творчестве.