"Особый взгляд" - авторская программа приморского журналиста, публициста и краеведа Андрея Островского. Современная интерпретация событий прошлого, которые повлияли на ход истории Приморья, а также анализ текущих политических и социальных явлений.
Добрый день! Как всегда, в это время в эфире программа «Особый взгляд с Андреем Островским». И в очередной раз задумываюсь о том, как стремительно летит время: еще неделя – всего неделя – и световой день пойдет на убыль. Но зато – согласно метеостатистике и многолетним наблюдениям, на убыль должны пойти и дожди с туманами. Потому что наши жабры, конечно, жабрами, но, согласитесь – серая монотонность, несмотря, казалось бы, на всю нашу привычность к ней, рано или поздно начинает уже сильно надоедать. Человек, правда, существо, так сказать своеобразное: стоит начаться июльской, а тем более августовской жаре, и мы все начнем мечтать о прохладе. И этого круговорота ощущений никто не отменял и не отменит.
Ключевым событием завершающейся недели, безусловно, стал День России, привязанный к 12 июня, тому самому дню, в который 34 года назад, в 1990 году и в другой, по большому счету, стране Первый съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Для тех, кто младше 40, очевидно, стоит напомнить (или даже рассказать), что РСФСР расшифровывалось, как Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. От нас, от Приморского края на том съезде были целая группа депутатов. Треть века прошла, многие из них, к сожалению, уже ушли из жизни. Но наиболее интересные из них, знаковые, прозвучавшие на всю страну фигуры, слава богу, живы и по сю пору порой выступают в прессе с различными комментариями. В первую очередь это, конечно, Светлана Петровна Горячева, которая избиралась с позиции природоохранного прокурора Приморского края. Припоминается, я лично был на собрании, на котором ее выдвигали, в этом, к слову сказать, комплексе зданий, в большой студии Дома радио. Грех признаваться, но я тогда голосовал «против». Хотя потом не раз доводилось делать с ней интервью. Та самая Горячева, о которой страна широко узнала, когда она спустя буквально пару месяцев выступила с резкой критикой Бориса Ельцина, хотя и была его заместителем в Верховном Совете, и которая в октябре 1993 года находилась в расстреливаемом танками Белом доме, том самом, где сейчас работает российское правительство. Недавно, кстати, у Светланы Петровны был день рождения, красивая дата, ей исполнилось 77 лет, с чем мы ее от души и поздравляем.
Ну и, безусловно, это Евгений Иванович Наздратенко, который, в свою очередь, избирался с позиции генерального директора горнорудной компании «Восток», по сути дела, давно уже не существующей. Те депутаты, если память не изменяет, избирались на 4 года, однако спустя ровно три года после выборов, в конце мая 1993-го Евгений Иванович сложил с себя полномочия, так как был назначен губернатором Приморского края. В свою бытность руководителем территории, а продолжалось это без малого восемь лет, Наздратенко вполне заслуженно входил в пул наиболее харизматичных губернаторов-тяжеловесов. И за словом в карман не лез, и в личном мужестве отказать ему было нельзя: он стал первым российским губернатором, который спустя два месяца после начала первой чеченской войны оказался в Грозном, на позициях морской пехоты Тихоокеанского флота, когда вокруг шли тяжелые бои. Знаю, о чем говорю, потому что довелось быть вместе с ним в той командировке.
Но речь сейчас не о личных биографиях Светланы Горячевой и Евгения Наздратенко; речь о тех приморских депутатах, участниках первого съезда народных депутатов России, который приняли упомянутую выше Декларацию.
Дни тогда вообще были горячие – в тот же день 12 июня 1990, но уже на более высоком уровне, на уровне Союза был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», которым в стране отменялась цензура. Как журналисту, признаться, мне чертовски приятно об этом вспоминать. А ровно спустя год, в эту же дату 12 июня, но уже 1991 года Борис Ельцин был избран первым президентом России, а жители северной столицы на общегородском референдуме проголосовали на возвращение Ленинграду названия Санкт-Петербург. Так что 12 июня – день более, чем памятный.
Ну – и еще об одном давнем драматическом событии. Ровно 70 лет назад, летом 1954 года в Якутии были найдены первые советские алмазы. Событие, поначалу державшееся в тайне – алмазы ресурс стратегический – имело грандиозный смысл. И дело, конечно, не в том, что бриллианты, как известно лучшие друзья девушек. Алмазы – важнейший элемент для промышленности, а поскольку в СССР их не было, то приходилось закупать за рубежом, тратя колоссальные средства. На поиск, геологоразведку алмазов были вложены гигантские средства. И летом 54-го в бассейне реки Далдын геолог Лариса Попугаева вместе с помощником Федором Беликовым открыли первое в стране коренное месторождение алмазов – кимберлитовую трубку «Зарница». Год спустя, 13 июня 1955 года, когда по цепочке была открыта и знаменитая кимберлитовая трубка «Мир», об этом в Советском Союзе сообщили официально. Но дело в том, что Лариса Попугаева работала в поле от Ленинградской, так называемой Центральной экспедиции. И была на тот момент там фактически одна. Рядом же и вокруг работали коллеги из местной, Амакинской экспедиции, руководство которой сделало все, чтобы присвоить открытие себе. Они буквально шантажировали Попугаеву, под предлогом секретности забрали все ее материалы себе и заставили задним числом уволиться из Центральной и перейти в Амакинскую экспедицию, понимая прекрасно, что награждение будет просто беспрецедентным. В результате от Попугаевой, которая, к слову, всю войну прошла зенитчицей, отвернулись ленинградские коллеги, сочтя ее поступок предательским; многие из них тогда еще и не знали каким гонениям и травле она подверглась в экспедиции. Внутригеологическая кабинетно-экспедиционная и очень некрасивая свара привела к тому, что из списка лауреатов Ленинской премии, которая была присуждена за открытия якутских алмазных месторождений Ларису Попугаеву вычеркнули. Хотя и в нашей стране, и за рубежом геологическое сообщество отлично знало: кто настоящий первооткрыватель. Лишь через несколько лет ей дали орден Ленина, а еще несколько лет спустя, фактически задним числом присвоили официальное звание «Первооткрыватель месторождения». Все это конечно очень напоминает известную флотскую шутку, в которой шутки, как таковой, всего лишь доля: главный результат всегда один – наказание невиновных и награждение непричастных. По большому счету, ничего нового.
Последние четверть века мы с Якутией входим в один Дальневосточный федеральный округ, и история у нас общая. В том числе – и история с алмазами, которые, с одной стороны, безусловно сделали нашу страну более устойчивой и независимой от внешних рынков; а с другой – стали свидетельством самых низких человеческих побуждений. На эту тему и в мировой, и в отечественной литературе есть немало известных сюжетов, правда, большинство из них, как правило, связаны с золотом. Алмазы, читай бриллианты, оказались рядом; ничего удивительного.
Это была программа «Особый взгляд с Андреем Островским». Берегите себя, пожалуйста, и будьте здоровы, и тогда, я надеюсь, ровно через неделю мы непременно вновь встретимся в эфире.
Удачи!