Найти тему

АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

Духовный рост

Когда мы еще новоначальные, милосердный Господь не дает нам видеть всю тяжесть наших грехов, чтобы она не придавила нас. Не все совестливые и душевно тонкие люди сумели бы перенести осознание своей вины перед Богом без вреда для себя, поэтому Бог прикрывает нам глаза, и мы не видим всех наших грехов сразу. Например, наша одежда будет в грязи, а мы вместо нее увидим лепестки цветов. Но по мере нашего духовного «взросления» Бог постепенно позволяет нам видеть наши несовершенства и дает силы исправлять наши промахи. Тонкая работа над собой не приносит пользы тому, у кого нет опыта. Так же и с благодеяниями Божиими. Если человек в начале своего духовного пути увидел бы бездну милосердия Божия к нам, его сердце истекло бы кровью. Видя милости Божии к себе и сознавая, какой неблагодарностью он за них платит, человек изнемогает от скорби.

Евангелие

— Когда кто‑нибудь неверно понимает Евангелие, это означает, что у него нет смирения и благоговения?

— Конечно, ведь когда у человека нет смирения, то его толкования рассудочны, идут «от ума», и Божественного просвещения в них нет.

— Если человек не понимает какое‑то место из Священного Писания, лучше вернуться к нему позже?

— Да. Я это делал в таких случаях. Когда в юности, читая Евангелие, я не понимал какое‑то место, то не рассуждал о нем, а говорил себе: «Я знаю, что у этих слов есть скрытый глубокий смысл, но пока я не понимаю его». А в нужный момент понимание приходило само. Но я все‑таки считал, что надо спросить у кого‑нибудь еще, как это место толкуют святые отцы. И оказывалось, что мой взгляд совпадает с традиционными святоотеческими толкованиями. Ведь это наглость, если кто‑то пытается по своему разумению толковать Священное Писание, тем более когда не понимает его. Так что, читая Евангелие и творения святых отцов, не объясняйте их рассудочно, но ожидайте Божественного просвещения.

У святых отцов был на все духовный, Божественный взгляд. Святоотеческие творения вдохновлены Духом Божиим, и так же Святым Духом отцы Церкви толковали Священное Писание. Сейчас в людях нет этого Духа Божия, поэтому они не понимают святоотеческих книг. Они на все смотрят мирскими глазами, не вглядываясь в глубины, они лишены той широты души, какую дают вера и любовь. Рассудочный человек не поймет ни Евангелия, ни святых отцов.

— Некоторые пытаются разобраться в Евангелии с помощью здравого смысла и ничего не могут понять в нем.

— Невозможно согласовать Евангелие с мирским здравым смыслом. Основа Евангелия — любовь, в основе здравого смысла лежит выгода. В Евангелии читаем: «Если кто‑то принудит тебя идти одну версту, то иди две» (Мф. 5, 41). Какой в этом здравый смысл? Скорее, умопомрачение. Поэтому попытки сообразовать Евангелие со здравым смыслом ведут в тупик. Люди умствуют, рассуждают с позиций здравого смысла и бывают сбиты с голку. И Евангелие не становится частью их жизни.


Женитьба

— Что делать юноше, решившему вступить на путь семейной жизни?

— В первую очередь надо найти хорошую девушку, которая ему приглянется. Ведь душа каждого человека расположена к другим людям по–разному, кому‑то нравится один тип людей, кому‑то другой. Нужно обращать внимание не на привлекательную внешность, а на душевные качества, и выбирать невесту не красивую и богатую, а, прежде всего, простую и смиренную. Если у девушки характер твердый — но не больше, чем надо женщине, — и верный, в будущем это поможет мужу в сложных ситуациях не мучиться с ней, а легко приходить к согласию. А если она к тому же богобоязненна и смиренна, то они смело могут рука об руку пуститься по волнам бурного житейского моря.

Между помолвкой и венчанием не должно проходить много времени. После обручения жених должен относиться к невесте с уважением, как к своей сестре. Если молодые люди из благоговения всеми силами до венчания будут хранить целомудрие, то в таинстве Брака, при возложении венцов, на них обильно изольется благодать Божия, ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, брачные венцы — это символ победы над наслаждением.

Супруги всегда должны по мере сил взращивать в себе любовь друг к другу, чтобы составлять единое целое, дабы с ними пребывал Третий — Господь наш Иисус Христос. Разумеется, поначалу новобрачные могут встретиться с трудностями, пока не узнают друг друга получше и их совместная жизнь не наладится. Так всегда бывает в начале какого‑либо дела. Недавно я наблюдал за птенчиком, который впервые вылетел из родительского гнезда в поисках еды. Несчастная птичка целый час летала у земли, пока сумела поймать какую‑то мошку, потому что еще не научилась их ловить. Видя ее мучения, я думал о том, что всякое дело начинать трудно. Молодой специалист, закончив институт и придя на работу, поначалу столкнется с проблемами. Послушник в обители в начале своего монашеского пути тоже испытает трудности. И вступившему в брак юноше тоже будет сначала нелегко.

Обычно если молодые люди не торопятся с созданием семьи, отодвигая его все дальше, то, упустив время, они не могут найти себе пару. В юности они сами могли на ком‑то остановить свой выбор, но когда их годы ушли, приходится ждать, пока их выберут другие. Поэтому я считаю, что для вступления в брак часто бывает нужно чуть–чуть безрассудства. Не надо обращать внимания на какие‑то незначительные подробности, потому что никогда не будет все именно так, как нам хотелось бы.

— Сейчас некоторые молодые люди не решаются вступать в брак, потому что мы живем в трудное время.

— Это совершенно неверное отношение к проблеме. Если они полностью доверятся Христу, то могут ничего не опасаться. Разве были легкими годы гонений? Но и тогда христиане не переставали жениться и выходить замуж! Посмотрите, как много в Православной Церкви святых мучеников, которые удостоились венцов вместе со своими семьями.

Жертвенность

От любви к Богу появляется жертвенность. А когда человек безоглядно приносит себя в жертву, его жизнь наполняется Божественными проявлениями, чудесными событиями. Жертвовать собой надо только ради Господа, Творца этого мира, Который изливает на нас свои щедроты. Язычники обоготворяли природу, кланялись солнцу, воде, и из‑за своей веры приносили себя в жертву. И если уж они отвергались себя ради творения, то как же мы должны жертвовать собой ради Творца!

У людей нет веры, поэтому они и не способны на жертву. Корни безразличия в этом. Кто‑то кощунствует, кто‑то страдает маловерием, и они изводятся из‑за этого. А для того чтобы испытывать подлинную радость, надо глубоко верить и любить Бога.

Отец больной раком девочки просил старца помолиться о своей дочке. Отец Паисий сказал бедняге:

— Я буду молиться, но тебе, как отцу, тоже нужно чем‑то пожертвовать, ибо самоотверженная любовь всегда привлекает Божественное милосердие.

Отец спросил, чем же он может пожертвовать.

— Пожертвуй какой‑то своей страстью.

Тот, мало что понимая в духовной жизни, ответил:

— У меня нет страстей.

— Ты куришь? — спросил старец.

— Да.

— Если из любви к дочери ты бросишь курить, то Бог ее исцелит.

Мужчина тут же бросил курить, и его дочь вскоре полностью выздоровела, что засвидетельствовали врачи. Однако отец забыл о своем обете и опять стал курить. Тотчас же у девочки снова обнаружили рак, в той же тяжелой форме. Однако когда ее отец вновь пришел к старцу Паисию, тот твердо сказал:

— Если ты, отец, не имеешь мужества пожертвовать ради жизни дочери страстью, которая вредит твоему здоровью, то и я не смогу ничего для тебя сделать.

Ну и молодежь сейчас пошла, сами не знают, что им надо. Не хотят терпеть вообще никаких трудностей. О какой же жертве с их стороны может идти речь? Помню, в армии, если посылали на опасное задание, все наперебой просили: «Господин командир, можно я вместо него, у него семья, дети пропадут, если он погибнет!» Солдаты просились на передовую вместо другого и радовались, что их убьют, а отец семейства будет жив, и его дети не станут сиротами. А теперь разве можно найти человека, который готов на такую жертву? В наше время везде царит теплохладный дух, стойкости, готовности к самопожертвованию не осталось вообще.

У современных людей совсем другие мерки, другой — эгоистический — взгляд на все.

На войне, где идет борьба за жизнь, бесстрашие состоит в том, чтобы бросаться на выручку другому, но если в людях нет жертвенности, то каждый пытается уцелеть сам. Но вот интересное наблюдение: на войне пуля в первую очередь находит того, кто прячется за других. Такой человек, стремясь избежать опасности, тем скорее сложит голову. Поэтому не надо увиливать от трудностей, особенно за чужой счет.

В армии нас всех объединяла одна цель. Я, конечно, проявлял рвение, но были готовы на жертвы и другие, независимо от того, верили они в загробную жизнь или нет. Они говорили: «Зачем умирать семейному человеку, у него ведь дети», — и добровольно выполняли опасное поручение. Самоотверженность этих людей была более ценной, чем жертва верующего человека. Христианин верил в высшую справедливость, в загробное воздаяние, тогда как неверующие не думали о том, что за их жертву им воздастся в вечной жизни.

Современный мир утратил способность контролировать себя. Люди потеряли духовное рвение и способность к самопожертвованию. Им незнакома жертвенная радость, и поэтому они так изнурены. Ведь Божественные события случаются только тогда, когда мы разделяем скорбь другого человека. Ничто другое так не привлекает милость Божию, как святое великодушие, то есть жертвенность. Чем больше человек отвергается себя, тем больше о нем печется Господь. Только жертвенность дает высшую радость. Лишь отдавая себя ближнему, человек сродняется с Богом, ибо Христос есть Жертва. Однако в наше время душевного благородства почти не встретишь, его заменили эгоизм и корыстолюбие. Но человек, который не имеет духа самоотверженности и заботится только о своих интересах, чужд благодати Божией.

Господь пребывает с тем, в ком есть великодушие и благородство души, способность к самопожертвованию, скромность и стремление избежать славы.

...................................

АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

Избранные советы и наставления

https://litmir.club/br/?b=313825&p=14