Фредрик Бакман «Медвежий угол».
«Как-то раз вечером в конце марта один подросток взял двустволку, пошел в лес, приставил дуло ко лбу человека и спустил курок.
Перед вами история о том, как мы до этого дошли», - вот содержание первой главы от первого до последнего слова.
Бьорнстад – маленький городок в Швеции – не найти на карте: это авторская выдумка. События, которые здесь происходят, могли произойти в любом провинциальном городке, где сердцами владеет общая страсть. В Бьорнстаде это хоккей.
Хоккею подчинено всё: хобби, карьера, воспитание детей, самые дерзкие мечты. Подобно тому, как у древних греков ценность человека определялась общественной пользой, здесь тебя оценивают по тому, чего ты добился на хоккейном поприще или какой вклад внёс в развитие этого вида спорта.
Звук шайбы сопровождает все мысли и чувства. Даже сердце стучит в унисон этим ритмичным тренировочным броскам.
Словно стекляшки в калейдоскопе, зарисовки из жизни больших и маленьких горожан складываются в единый узор, и ты уже забываешь, что финал предопределён началом книги.
Повествование течёт размеренно и неторопливо, круг действующих лиц всё ширится, а на какую-то динамику даже намёка нет.
Периодически автор бросает реплики в духе «оставайтесь с нами, не переключайтесь», и ты уже не понимаешь, подстёгивают они или раздражают.
И всё-таки книга держит. Именно своей неторопливостью и теми штрихами, которые заставляют проникнуться нарисованными судьбами в ожидании, когда они сплетутся в узел. Понимание, что это неизбежно произойдёт, присутствует.
Когда трагедия случается, осознаёшь, что чего-то именно в таком роде и ожидал. Своими опережающими репликами Бакман практически всё рассказал заранее, оставалось только окончательно оформить то, что разделило жизнь на «до» и «после». И ты вдруг ловишь себя на мысли, что от неторопливой размеренности уже давно не осталось и следа, а ты даже не заметил, как это произошло.
Роман, в котором так много страниц посвящено хоккею, не о хоккее вовсе. Это книга об одиночестве и несбывшихся мечтах, о преодолении и стереотипах, о том, как люди становятся заложниками честолюбия и амбиций, о добре и зле, о несовершенстве общественной системы и поисках справедливости, о внутренней силе и подлости, о настоящей дружбе и любви.
Книгу можно разобрать на цитаты, удивляясь, насколько точно автор выразил мысль о самых разных сторонах жизни.
В романе звучит мысль о том, что важно умение не только говорить, но и недоговаривать. Это умение автор демонстрирует с блеском, когда все недоговорённости исчезают и происходит переосмысление ранее сказанного.
После прочтения остаётся стойкое послевкусие. И хотя в этой истории все точки расставлены, хочется снова вернуться в Бьорнстад к уже знакомым персонажам.
Буду ли читать вторую книгу цикла? Обязательно!
Оценка 5/5
«Одиночество – болезнь невидимая»
15 июня 202415 июн 2024
4
2 мин
2