Я закончила слушать очередную книгу. На сей раз, если не рекомендация человека, чьему мнению я доверяю, я бы бросила на первых главах. Правильно говорят, что первую главу надо писать последней. Вот начало книги было абсолютно не моё.
Речь пойдёт о романе Настасьи Реньжиной «Бабушка сказала сидеть тихо».
Начало мне показалось скучным: живёт-поживает одинокая старушка, которая потихоньку слетает с катушек, разговаривает с домовым. Хотя, может и не домовой это, а мистика? И к старушке приходят потусторонние силы? Недаром же на книге стоит лейбл «стекло».
Домучила до 6й или 7й главы, когда начался основной, на мой взгляд, сюжет. Если до этого момента бабушка была милой и доброй. Она готовила еду, приглашала своего «квартиранта» к столу, но тот «показывал характер», отказывался, не выходил из шкафа, потому что она там все перетрясла и помыла. Бабушка страдала, умоляла, но квартиранта силой не принуждала. Именно этот факт и заставил меня поверить в нечто потустороннее.
В этом плане примечателен момент, когда старушка искала место, куда его, своего квартиранта, первоначально поселить: под кроватью, в погребе, в чулане, на печке… А потом, где его кормить: под столом, но передумала и стала кормить за столом.
О чём бы вы подумали? Если не домовой, то чёрт? Если не мистика, то котёнок, бельчонок, волчонок на худой конец, «Стекло» же…
Без спойлера в данном случае не обойтись. Впрочем, если вы почитаете комментарии, то частично поймёте это сами. Аннотация, на мой взгляд, вообще ничего о книге не говорит и внимание не привлекает. По крайней мере, моё. Но, опять-таки, это не мой жанр.
Как впоследствии оказалось, это не чертёнок, бесёнок или поросёнок, а настоящий живой человечек. Именно с этого момента мне стало реально очень интересно читать.
И вот тут начались метаморфозы, если можно применить это слово по отношению к поведению бабушки. Баба Зоя перестала быть доброй и пушистой, а перевоплотилось в образ злой бабой Ягой.
Так о чём же эта книга? О взаимоотношении старой женщины и ребёнка? О сельских жителях?
На мой взгляд, о страхе. Именно страх красной линией проходит через весь сюжет.
Дочь боялась признаться родителям в своём грехе. Толкаемая страхом, она пытается избавиться от нежелательного плода, выбрасывая его на свалку. Но при этом она не возвращается обратно, а решается бросится в воду. Кстати, мотив её поступка остаётся за кадром: помутнение рассудка, несчастный случай или осознанное действие.
Ребёнка спасает баба Зоя. Он оказывается очень живучим и на удивление здоровым. На удивление, потому что мать хотела от него избавиться, ещё до рождения.
Баба Зоя, одинокая старуха, рано осиротевшая, оставшаяся без родных, замкнутая, вдруг под старости лет обретает живую душу. И опять страх: она боится раскрыться, показать найдёныша, чтобы не отобрали, чтобы опять не остаться одной. А между тем, одиночество она избрала сознательно, отказывая всем женихам.
Неразгаданная загадка романа: баба Зоя боялась оставить ребёнка одного, жила в маленькой деревне, которую никогда не покидала. Где она брала детскую одежду?
Страх, что её разоблачат, заставлял её «укрощать» и без того кроткого малыша. Именно страх заставляет ребёнка вести себя не по-детски, хитрить, претворяться. Гротеск. Но это же, к счастью, вымышленная история. «Стекло» про деревенского Маугли.
Ребёнок растёт, взрослеет. Кстати, в тексте очень сильно смещены временные границы, поэтому невозможно точно установить, сколько времени женщина скрывала ребёнка.
События, в которых принимают участия одни герои, совершаются в течении суток, а у других проходит несколько дней.
Однозначно, рекомендую, ибо есть, над чем поразмышлять.