Найти тему
Psyсho'Blog

Обезболонивание образования

Думал, что теперь меня это не касается уже 4 года, но зацепило - всё-таки 20 лет посвятил! Зато, теперь я могу об этом рассуждать свободно и честно, не боясь гнева начальства! А защепило, потому что замаячили те же новые грабли!.. Не хочу быть пессимистом (тем более политические решения не обсуждаются), но я хорошо информированный оптимист, что, как хорошо известно, одно и тоже.

Добавьте описание
Добавьте описание

Как-то в начале "нулевых" у тогдашнего министра образования В.Филипова спросили: "Почему вы говорите "модернизация образования"?", на что тот честно ответил: "Потому, что слово "реформа" себя дискредитировало!". Уже тогда!!! Воистину "никогда такого не было, и вот опять!".

Болонский процесс - это чисто политическое решение в духе 90-х! Мы тогда щемились в Европу: смотрите, какие мы хорошие, возьмите нас к себе, мы теперь "свои буржуинские!" и будем вести себя правильно. Нам тогда ответили: вот наша Болонская декларация (1999) - присоединяйтесь!... Морковкой служило обещание, что если мы синхронизируем наши образовательные программы, дипломы будут признаваться и в Европе, а, значит, по ним можно будет там же и трудоустраиваться!.. У нас, даже, ради этого разрабатывалось специальное европриложение к диплому на английском. Европе было явно выгодно выкачивать наши мозги, потому что в обратную сторону они вряд ли бы "потёкли". Запад тогда активно взялся писать нам "правильные" учебники, особенно по истории и учреждать гранты на "правильные" исследования.

Так появились европейский импортный бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (+2-3 года). А у нас тогда был только, как сейчас его называют, специалитет - то есть 5-ти (для медиков 6-ти) летнее обучение и все мы, в том числе и я, выпускались специалистами.

Тогда же появилась злая шутка:

Бакалавр - это недоделанный специалист!.

Примерно 70% преподавателей высшей школы были против таких трансформаций - но кто их спрашивал, это же, как я уже сказал выше, политическое решение!... Единственно, кто был этому рад - РУДН, поскольку они уже давно готовили бакалавров по заказу дружественных стран.

Как всё внедрялось, а, точнее насаждалось - это отдельная история!.. Как говорили коммунисты:

ради светлого будущего можно пожертвовать настоящим!

но, как мы все теперь хорошо знаем, жертвоприношение оказалось напрасным!

Для лучшего представления этапов оболонивания предлагаю слайд про сотворение Болонской системы из тогдашних обучающих семинаров:

Из презентации Мотовой Г.Н., д.п.н., заместителя директора Национального аккредитационного агентства в сфере образования.
Из презентации Мотовой Г.Н., д.п.н., заместителя директора Национального аккредитационного агентства в сфере образования.

В российском законодательстве бакалавриат появился в 2007 году, но наша образовательная система долго не решалась начать набор на эти программы, поскольку не были разработаны образовательные стандарты, без которых начинать образовательный процесс было нельзя и первый официальный набор состоялся лишь в 2010 году! Помню, мы после ещё долго разъясняли работодателям, что бакалавриат согласно законодательства - это "первая ступень высшего образования", то есть именно высшего образования, а не какого-то другого! И всё-равно еще 2-3 года к нам переводились студенты из коммерческих вузов, в которых был только бакалавриат, на доучивание, потому что отечественный работодатель таких словов не знал и, на всякий случай, не брал на работу, где в квалификационных требованиях значилось высшее образование!..

Я всё это к тому, что перейти из одной системы в другую, если, конечно, по человечески, совсем не просто! И когда я слышу, что "сделаем в 2025-26 году", тут же возникает большое сомнение - сделаем как?. Опять халтура?!!!

Вот яркий пример: для реализации "болонки" были разработаны стандарты третьего поколения - т.н. ФГОС-3. Так вот, они потом перерабатывались-дорабатывались неоднократно, но так и не были доведены до ума, о чём свидетельствуют "плюсики" в конце, в частности "ФГОС-3++". Дело в том, что образовательные стандарты должны были разрабатываться на основе профстандартов, что было вполне логично, ведь вузы должны готовить выпускников не так как им удобно, а так как нужно потенциальным работодателям по требованиям, прописанным ими в профстандартах!.. В реальности профстандарты сильно запаздывали, потому что их разрабатывал Минтруд, который только-только этим озадачился и в 2010-м пришлось запускать процесс обучение (кстати, опять по пинку сверху) по недоделанным образовательным стандартам, а потом обозначать плюсиками каждую новую подогнанную версию.

И вот новое политическое решение - избавиться от Болонской системы! Политически, конечно, верно, поскольку исчезли идеологическая основа для европеизации, но технически сильно сомневаюсь, что это можно будет сделать за год-два. Значит, опять предвижу халтуру!

Я, например, свой персональный образовательный процесс делил строго на 2 части: формальную и реальную. Во время всех болонских пертурбаций я, как и многие мои коллеги, просто меняли заголовки образовательных программ и другой обязательной отчётности, коей стало немерено, пририсовывал туда т.н. компетенции, с крайне расплывчатыми и нечёткими формулировками. При этом реальный учебный процесс от этого не менялся, что спасало от реформаторского безумия. А вот авторские презентации постоянно совершенствовал и болонский процесс был тут не причём!...

Мне и большинству коллег больше нравились стандарты, т.н. 2-го поколения (ГОС ВПО), утверждённые в 2000 году, где было всё внятно и понятно. Мне посчастливилось быть лично знакомым с руководителем рабочей группы. которая разрабатывала эти самые стандарты - М.Ф.Королёвым, креативным и патологически честным человеком. Он рассказывал, что работа начиналась с изучения зарубежного опыта, что называется "на земле" - от Америки до Японии. Но ему пришлось уйти, когда новый министр одним махом перечеркнул саму идею образовательного стандарты, отдав его на растерзание профильным методическим объединений вузов, которые начали всё делать под себя. Это было явно политическим решением, подобно тому как Ельцин раздавал регионам самостоятельность "кто сколько проглотит" ради политической поддержки. Например, госстандарт для юристов сильно отличается от остальных - юристы всегда вели себя обособленно.

Теперь же, особо настораживают вновь придуманные наименования уровней образования. Я напомню, что в своё время из системы образования вообще удалили начальное профессиональное и ПТУ как класс - теперь мы расхлёбываем это острой нехваткой рабочих профессий. Потом началась чехарда со средне-специальным образованием (ССО), которое переименовали в средне-профессиональное (СПО), а из высшего профессионального образования (ВПО) выкинули слово "профессиональное" и получилось ВО. И никто толком не объяснил зачем это и почему!... Новые реформаторы решили пойти ещё дальше и запутать нас ещё больше: теперь предполагается, (процитирую Российскую газету):

"Новая система высшего образования - это три уровня: базовое высшее (от 4 до 6 лет - в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.), специализированное высшее - магистратура (от 1 до 3 лет - в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.). Обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим. Третий уровень образования - аспирантура (адъюнктура). Это уровень профессионального образования, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров."

Явная путаница с понятиями профессиональное и высшее. Например, аспирантура это тоже высшее или только профессиональное, или и то и другое? А базовое высшее это профессиональное или ещё нет? И это не моё занудство! Помню как доходило до прокуратуры: например в квалификационных требованиях на должности госслужбы, было записано "..и стаж работы по специальности не менее.....лет", в то время как в связи с "болонкой" специальности как таковые исчезли вообще, а появились направления и профили. Прокуратура тогда отвечала: "Мы не знаем, но, если что, придём и проверим!" Теперь же будет достаточно вписать в квалификационные требования "профессиональное образование" и начнётся очередная чехарда, если новые вышеобозначенные уровни образования основательно не разжевать для квалификационных требований!

Через 4-5 лет работодатель будет чесать затылок и думать, кто к ниму пришёл - специалист доболонский или постболонский, и что, теперь, делать с бакалаврами, которых как бы уже и не будет!...

Я это всё к тому, что перейти, а точнее, уйти от "болонки" не так-то просто, особенно с новыми понятиями, которые необходимо полностью синхронизировать с другими нормативными требованиями потенциальных работодателей, на кого, собственно, и работает вся система высшего образования! За 1-2 года без "плюсиковой" халтуры это сделать нереально! На деле всё это может обернуться большими минусиками!...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц