Михаил Васильевич Ломоносов - выдающийся русский учёный, поэт, философ и просветитель XVIII века.
Биография
Ломоносов родился в семье рыбака-помора вблизи Архангельска, в 17-летнем возрасте он, сопровождая рыбный обоз, пришёл в Москву и, скрыв своё происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где показал незаурядные способности в освоении учебного материала.
В числе лучших выпускников он был затем направлен в учебное заведение при Петербургской академии наук, а затем за границу. В Германии Ломоносов обучался у последователя Лейбница Христиана Вольфа, что содействовало проникновению некоторых выдвинутых Лейбницем идей в мировоззрение Ломоносова.
Отношение к философии
Философские идеи Михаила Васильевича, хотя и не были преобладающими в его научной деятельности, оставили значительный след в истории русской и мировой философии.
Философия Ломоносова формировалась под влиянием прогрессивной мысли его предшественников. Они вошли в историю как «ученая дружина».
К ним относились Феофан Прокопович (новгородский епископ), Антиох Кантемир (поэт-публицист) и В.Н. Татищев (историк, известный государственный деятель).
Эти люди были широко образованы. Прокопович преподавал философию в Киевской академии, затем занимался естествознанием. Кантемир перевел книгу Фонтеля, опровергающую библейский подход к процессу образования Вселенной. Все они поддерживали петровские реформы, выступали за развитие флота и промышленности, отстаивали важность распространения научных знаний.
«Ученая дружина» всегда находилась в центре политической жизни.
Одной из основных идей, выдвинутых Ломоносовым, была идея о единстве мировой системы. Согласно его учению, весь мир составляет единую гармоничную систему, в которой каждый элемент имеет свое назначение и смысл.
Ломоносов верил в тесное взаимодействие между разными областями знания и искусства, и пытался объединить их в единое целое.
Еще одной важной философской идеей Ломоносова было стремление к объективности в познании мира. Он считал, что наука должна основываться на наблюдениях и экспериментах, а не на догматах и предвзятости.
Ломоносов призывал к объективности и критическому мышлению, осуждая принятие каких-либо утверждений без достаточных доказательств.
Ломоносов завел традицию научно-философского реализма в России.
Наука
Ученый положил в основу объяснений явления природы изменение материи, которая состоит из мельчайших частиц – «элементов» (атома), которые объединяются в «корпускулы» (молекула).
Корпускула – это физическая частица, которая в свою очередь также является телом, следовательно, состоит из определенного количества материи.
Корпускулы разнородны, различаются по массе и фигуре или тем и другим в то же время. Корпускула находится в движении и подчиняется механическому закону.
Проводя многочисленные эксперименты и рассуждая, Ломоносов сделал вывод о том, что корпускулы обладают протяженностью, силой инерции и фигурой, а все химические и физические явления производны от их движения.
По степени сложности корпускулы бывают нескольких видов. Имеются корпускулы, характеризующиеся как простейшая структура. Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул.
На практике подобное появление градации корпускул соответствовало разделению частиц на молекулы и атомы.
Выстраивалась система природы, где все было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей.
Отсюда логически вытекал принцип сохранения материи и движения, сформулированный Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру (1748).
Труд М.В. Ломоносова положил начало материалистических традиций во взглядах философов России на природу. При всём том данное материалистическое воззрение на природу сумело сочетаться у него с верой в Бога.
Для Ломоносова Бог - источник движения и устроитель мира. Это не было преградой для первого российского ученого противоборствовать с невежеством и попыткой вмешательства религиозных деятелей в дела науки.
Ломоносов направил свое внимание на изучение общих законов движения материи и ее строений.
Основной пункт мировоззрения мыслителя - атомно-молекулярная гипотеза и ряд теорий, которые были основаны на ней (теплоты, газов, электричества и т.д.). Общий принцип для теорий был сохранение движения и материи. Ломоносов отождествлял материю с веществом, которую считал непроницаемой.
Согласно Ломоносову, материя – это построение из корпускул, атомов, которые не делятся и не уничтожаются. Данному мнению не было доказательств путем опытов. Однако это помогло ему совершить ряд открытий в физике и химии.
Важнейшим открытием Ломоносова является обнаружение тепловых явлений природой. Им было найдено, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и появляется вследствие движущихся частиц и их трения.
Второе существенное достижение Ломоносова - формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, которая заработала статус теорий с открытием закона превращений и сохранения энергии.
Ломоносов искал путь для поиска улучшения метода познания и при этом высоко оценивал значение эмпирического познания, отдавая себе отчет о значительности методов рационального познания.
В своих философских воззрениях М.В. Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира.
«У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».
Значение деятельности и влияние на развитие общества
Вклад Ломоносова в философию огромен. Особое значение при его оценке имеют многочисленные труды ученого.
Так, в «Слове о пользе химии» ученый с увлечением рассказывает о явлениях природы, для исследования которых необходимы знания этой дисциплины. Именно с этой работы начала свое развитие корпускулярная философия Ломоносова.
Ученый указывал на тесную связь химии, математики и физики. Ломоносов описывает процесс познания свойств первоначальных частиц, составляющих тела. Простым и доступным языком он говорит о важности и необходимости знаний по химии при изучении запахов, вкусов, цветов, в медицине, фармакопее, при анализе физических характеристик веществ и пр.
Ломоносов разъясняет особенности применения науки в изобразительном искусстве, технике, ремеслах. Также наглядно и просто он знакомит людей с достижениями современной ему эпохи и в других «Словах». Все эти работы были прочитаны в Академии наук на публичных заседаниях.
Заключение
Итак, философские идеи Ломоносова оказали значительное влияние на развитие научной мысли и образования в России. Его учение о единстве мировой системы, стремление к объективности и развитие науки продолжают вдохновлять ученых и мыслителей в наше время.
_Понявкина Эрика Максимовна_